Список форумов BenZion | Forum BenZion | Forum
BenZion.Ru | Гостевая | Каталог релизов
 
 FAQFAQ   Правила форумаПравила   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияPM: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Заметки о традициях в разных течениях иудаизма.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов BenZion | Forum -> Иудаизм -> Иудаизм: основы основ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Gotland
Член Синагогального Совета
Член Синагогального Совета


Возраст: 23
По гороскопу: Телец
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 15.07.2008
Сообщения: 191
Откуда: Узбекистан


СообщениеДобавлено: 21 Мая 2009 12:37    Заголовок сообщения: Заметки о традициях в разных течениях иудаизма.
Описание:
Ответить с цитатой

Вот на этом форуме:http://www.jewniverse.ru/forum/index.php?showtopic=1024 Я заметил несколько заметок о различных течениях иудаизма и подумал на нашем форуме их опубликовать,так как нашим читателям может это интересно.Автор этих заметок реб Йойл: Среди литовских миснагедов (я не имею ввиду происхождение,
но принадлежность к северной школе изучения Торы) выделяется
Бриск.

Брискэр - последователи династии Соловейчиков из
Бреста Литовского. (Покойный реб Йойсэф-Бэр Соловейчик не
был брискэр, т.к. несколько отошел от позиций своей семьи).
Единственное нехасидское направление, имеющее географическое
название, традиции, с ним связанные и наследственного раввина.
Знамениты на весь мир своими
хумрэс (суперстрогим выполнением законов). Почти не учат
принципиально мусэр и хкирэ , так-как считают, что достаточно
изучения Талмуда и законов. Надевают на молитве гартл, но
под пиджаком. Ультракрайние антисионисты и традиционалисты.
Говорят принципиально только на идише. Внешне не отличаются от
прочих литваков, но никогда не подстригают бороду как хасиды и носят
не очень длинные пейсы. Довольно многочисленны.

Миснагеды-йерушалми отличаются своими специфическими
иерусалимскими обычаями и одеждой.

В целом нехасиды составляют непрерывный континуум, в котором
все промежуточные ступени между Бриском и Modern Orthodox
заполнены, поэтому гораздо более аморфны, чем хасиды.

Поскольку только Бриск
связан географически с определенным местом и при этом
сформирован в общину (в отличие, скажем, от Новардэкэр,
которые никак не связаны с Белорусией, но просто придерживаются
некоторых традиций раввинов из Нового Городка ), различия в
нехасидских обычаях следует рассматривать как частный случай
украинских, польских и т.д. обычаев, а не с их течением в иудаизме.
Немецкие, венгерские, литовские и т.д. миснагеды считают себя
отдельными субкультурами, но это не бросается сходу в глаза.
Выражается это, кроме обычаев, и тем, кого из раввинов прошлого
считают наиболее авторитетными: у литваков это Хофэц-Хаим, Вилнэр
гоэн, Хазн-Иш и т.д., у йекес - рав Ирш, Хсам-Сойфэр, у ингаришэ - Хсам-
Сойфэр, Аругас-аБойсэм, р. Акивэ Эйгэр и т.д.

При всей аморфности каждый отдельно взятый нехасид обычно
имеет свое мнение об израильской политике, в зависимости от своего
раввина, ешивы и т.п. , а также придерживается определенной системы
ценностей, можно выделить следующие напрвления, хотя они не
формируют цельные общины:

Мусэрникэс - приверженцы изучения мусэр .

Новардэкэр - последователи раввинов из Нового Городка
(Белорусия), вернее идей, изложенных в книге מדרגת האדם . Это
частный случай мусэрникэс .

Хазн-ишникэс - приверженцы специфических хумрэс
חזון-איש зц"л .

Нетурэйкартникэс, шахникэс, агудистн - политические подходы
к проблемам Израиля.

Все эти внутренние течения не связаны с комплексом обычаев,
одежды, пищи, особой лексики и т.д., хасиды гораздо интереснее
в этом отношении. Только Бриск и Йерушалми обладают таким
цельным комплексом традиций. Совсем недавно был ряд венгерских
и чешских общин, созданных по образцу хасидских, но буквально
за последние 50 лет они все официально хасидизировались:
Винер (Вена), Кашэвэр, Найтрэр, Салкэр и другие
раввины стали считаться ребе, а их прихожане - хасидами этих ребе,
хотя и сейчас прихожанин венской синагоги в Вильямсбурге назовет
себя скорее просто винер , нежели винер хусид,
но на сегодня они формально считаются хасидами .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gotland
Член Синагогального Совета
Член Синагогального Совета


Возраст: 23
По гороскопу: Телец
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 15.07.2008
Сообщения: 191
Откуда: Узбекистан


СообщениеДобавлено: 21 Мая 2009 12:41    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

Например, кто-то может подумать, что в Брацлаве был только ребе -
ребе Нахман и реб Нусн Штэрнарц - его ученик. На самом деле был еще
реб Нахмэн Тулчинэр, реб Нахман Черинэр (Голдштэйн) (так уж вышло,
что в тех краях были сплошные реб Нахмэны (IMG:http://www.jewniverse.ru/forum/style_emoticons/default/smile.gif) ) , реб Алтэр Тепликэр,
реб Борэх-Эфроим, "перебежавший" из Хабада в Бреслев и создавший
"прохабадскую" интерпретацию книг ребе Нахиана, затем сын реб
реб Нахмэна из Тульчина - реб Аврум Хазн. Они все по 10-30 книг
каждый написали (кроме реб Нахмэн Тулчинэр, но есть книги его
учеников). Затем, реб Лэйви-Ицик Бендер, реб Ицик Брейтер,
реб Аврум Штэрнарц (сын реб Нусена), недавно умерший р. Нусн-Цви
Кениг из Цфаса, которые написали по 20 книг, анализирующих
книги ребе Нахмана и его учеников, а также книги учеников его
учеников. И это далеко не все. Бресловский хасидизм понимается как
совокупность всей этой литературы, музыкальной традиции (у каждого
нигуна есть свое время, место, история, смысл), традиций, разных
для украинских и польских брэслэвэр хсидим и т.д. и т.п. У меня дома
есть целая полка бресловских книг (томов 40), и это только самый
базовый материал. Все эти книги сложны, некоторые - чрезвычайно
сложны и требуют хорошего знания Каббалы. Известные "сказания"
ребе Нахмана имеют около 30 комментариев и вторичных
комментариев на комментарии, недавно было издано поистине
академическое издание этих "сказаний" по-английски, сделанное р.
Арье Капланом, над которым он работал несколько лет, но и там даны
только самые простые и понятные комментарии. В Иерусалиме
бресловцы хранят несколько уникальных рукописей, которые никогда
еще не были изданы, так-как слишком непонятны и только настоящий
мистик сможет их прочесть. Как можно описать подобную сложнейшую
традицию ? Кое-что, немного музыки и истории Вы найдете на

breslov.com, хотя там многое намеренно упрощено в расчете на более широкий слой публики.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gotland
Член Синагогального Совета
Член Синагогального Совета


Возраст: 23
По гороскопу: Телец
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 15.07.2008
Сообщения: 191
Откуда: Узбекистан


СообщениеДобавлено: 21 Мая 2009 12:46    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

Итак, описание хсидим: начнем, так сказать, с севера - Хабад, всем
нам хорошо знакомый. По определению, хабадник - это тот, кто
придерживается мировоззрения, выраженного в книге Тания и других
книгах рабеим, регулярно изучает их, старается руководствоваться ими
в повседневной жизни и придерживается одного из вариантов традиций
Хабада. Начнем с маргинальных разновидностей Хабада, не считающих
себя хасидами Любавического ребе вообще :

1. Хасидим других внуков Цемах-Цедека (Копустер, Речицер, Нежинер,
Бобруйскер и других ребе). Последний из Копустер хсидим, кого я знал,
скончался пару лет лет назад в Питере. Вероятно, кто-то из них еще
жив. Относительно мало учат хсидэс, учат также свой,
специфический хсидэс - מגן אבות р. Шлоймэ-Залмэна Шнеерсона из
Копыща (Копуст) . Пессимистически считают, что "истинный" хсидэс
был только во времена Цемах-Цедека.

2. Малохим. Последователи р. Авром-Хаима Левина из Кенигсберга
(Калининграда). После его смерти их главным раввином стал р. Янкев
Шор, нынешний рув - мой хороший знакомый р. Меер Веберман Шлит"а.
р. Левин (не совсем ясно, почему) переругался с ребе Рашабом
(р. Шолэм-Довбэр Шнеерсоном) и с тех пор независимы и даже часто
резко опозиционны по отношению к Любавичу. Исторически связаны
с Капустер хсидим и дружат с Брискер миснагдим. Даже большие
антисионисты, чем Нетурей-Карта, но к светским наукам относятся
спокойно, р. Веберман - очень интеллигентный человек
(кстати, не литвак, а ингаришер по происхождению, хотя и говорит
с литовским прононсом ).

Особенности традиций: никогда не поют в синагоге во время молитвы,
молятся тихо, также как и чернобыльские хсидим (хотя я не смог
найти связь) Main stream - хабадники обычно не спят в Сукэ, тогда как
малохим - спят и в Шмини-Ацерес (обе традиции вне хабадской
субкультуры почти не встречаются, хотя предыдущие Белзэр рабеим
никогда не спали в Сукэ из мистических соображений) . В книге אוצר
מנהגי חב"ד разбираются разные традиции по этому поводу по лицам и
губерниям, однако обычай малохим - уникален. Не едят гэброкс в
Ахрэн-шэл-Пэйсах, в соответствии с традицией ряда мест Белоруссии,
Литвы и Курляндии. Могут молиться утреннюю молитву в
нестандартное время. 30 лет назад носили в большинстве своем
короткие пейсы, капоту с разрезом (фрак), не носили штраймл, и
молились с литовским прононсом, носили круглую высокую шляпу без
загиба вниз, однако многие изменили эти традиции под влиянием
сатмарских хсидим (носят штраймл и плоскую венгерскую шляпу, дети
айкают). Говорят кто как - кто на литовском, кто на трансильванском,
кто на польском диалектах.

В синагоге в Шалэшудэс учат главу Тании, в затем две страницы из
книги писем р. Левина ("Малаха") אוצר אגרות קודש . Отмечают 10 и 19,
но не 20 Кислева. Хорошо выпивают в 19 Кислева, в Пурим,
СимхэсТэйрэ, и (меньше) в йорцайты первых 3 рабеим Хабада и старого
Сатмарского ребе . Постятся 5 Ияра ("день независимости"). Учат
только хсидэс первых 3 ребе Хабада. В остальном - традиции
общехабадские, но внешне малохим мало отличаются от сатмарских.

Всего - 100-150 семей, плюс около 100 - "ассимилированных" либо
в Любавиче, либо в Сатмаре, либо в Толдэс-Арн. Всего 2 синагоги -
в Монси и Вильямсбурге (угол Hewes st. и Lee av.) с 2 койлелями,
остальные (в Иерусалиме, Лондоне, Монро ) молятся где придется.

3. Последователи р. Арн из Страшели (Белоруссия). После смерти
Алтер ребе многие его ученики избрали своим новым ребе не Митл-
ребе, а более эмоционального ученика Алтер ребе - реб Арона.
Хотя после смерти реб Арн Страшелер все его ученики ушли к
Цемах-Цедеку или Виледникер ребе. Однако совсем недавно человек
20 из Толдэсарн решили возродить направление . Они изучают Танию
и многочисленные книги реб Арна из Страшели, молятся подолгу,
громко и эмоционально, по хабадскому сидуру. В остальном - ближе
к Толдэс-Арн, чем к Хабаду.1. Main stream (но традиционный) Хабад. 90% говорят на белорусском
идише, часто на сабэсдикэр лосн . Многие выходцы из Польши
говорят на идише, очень близком к ИВО-идиш во всех отношениях.
Обычно не получают высшее образование, но не боятся светских книг,
запрещают только телевидение, но не видео и не радио. Хотя, обычно
принято фильтровать литературу, прежде чем позводить читать ее
детям, однако критерии обычно заметно мягче, чем, скажем, у
сатмарских.). Гартл надевают сверху только женатые, а
неженатые - только под рубашкой. (Этот обычай похож на обычай
Брискер миснагдим, но последние его надевают и после свадьбы под
пиджаком). Длинная одежда обязательна только для женатых и только
в Шабес и праздники, хотя преподаватели ешив и раввины обычно
всегда ходят в длинном.Разумеется, есть и бохрим, носящие капотэс.
Пейсы длиннее 3-4 см необязательны (т.к. по преданию сам Аризаль не
имел длинных пейсов), однако есть и семьи или отдельные бал-тшувэс
с длинными пейсами. Обычно носят загнутую вниз шляпу, но ряд семей
венгерского, польского или галицийского происхождения носят
соответствующие шляпы и штраймл. Обычно носят талэскотн под
рубашкой (как Аризаль), хотя исторически в Белоруссии наблюдались
обе традиции среди хсидим. Женщины стригут волосы, оставляя 5-6 см, а не совсем коротко, как
в других направлениях. (Это даже более строгое
выполнение закона по ряду мнений, состигать волосы совсем коротко
считается в Шулхн-Орэхэ мужской, а никак не женской традицией ).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gotland
Член Синагогального Совета
Член Синагогального Совета


Возраст: 23
По гороскопу: Телец
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 15.07.2008
Сообщения: 191
Откуда: Узбекистан


СообщениеДобавлено: 21 Мая 2009 12:49    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

2. Йерушалаймэр Хабад. Хабадники из Мее-Шурим находятся под
юрисдикцией Эйдэ Харэйдис, поэтому в большинстве своем не ходят
на выборы в Израиле, косят службу в Цахале разнообразными
способами, все носят пейсы и штраймл и вообще внешне не
выделяются на фоне остальной публики из Мее-Шурим,.. чем и
интересны. (IMG:http://www.jewniverse.ru/forum/style_emoticons/default/smile.gif) . Там постоянно происходят какие-то незаметные
перемещения: так, р. Екисиэл Форкаш из Толдэсарн перешел в Хабад, а
кто-то (я уже не помню, кто ) - наоборот. В Иерусалиме вообще
как-то стерты четкие границы между направлениями. Рав Ландэ из
Брей-Брака - хабадник-традиционалист.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gotland
Член Синагогального Совета
Член Синагогального Совета


Возраст: 23
По гороскопу: Телец
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 15.07.2008
Сообщения: 191
Откуда: Узбекистан


СообщениеДобавлено: 21 Мая 2009 18:43    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

Самое многочисленное направление после Хабада - кажется, Сатмар.
В Америке - точно, а в Нью-Йорке Сатмар наиболее многочислен .
В отличие от Хабада, который, как ни странно, не виден в чистом виде
в Кроун-Хайтце или Кфар-Хабаде, и требует четкого понимания изнутри,
увидеть Сатмар может каждый, кто живет в Нью-Йорке, Монреале,
Торонто, Иерусалиме, Бней-Браке, Лондоне, Антверпене, Париже,
Цюрихе, Йоханесбурге и т.д. Центр Сатмара - Вильямсбург (часть
Бруклина) и Кирьес-Йоэл (или Monroe) - местечко в Orange County ,
штат Нью-Йорк. Сатмарские хсидим обладают, кроме прочих
замечательных черт, тенденцией заселять целые кварталы таким
образом, что при желании можно родиться, вырости и дожить до
старости, говоря почти исключительно на идише. В Вильямсбурге
слышна только еврейская речь, хотя некоторые женщины на улице
общаются по-английски, просто чтобы научиться на этом языке
говорить. Многие мои знакомые не знают английский напрочь.
В организованном сатмарском квартале все устроено на еврейский лад:
ювелирные изделия, одежда, почтовые открытки, аудиокассеты, еда
в забегаловках - все это производится на еврейский манер и на идише.
На свадьбах пляшут традиционные танцы (хотя и не всегда знакомы с их
названиями ), по городу иногда ездят автомобили с рупором,
сообщающие об экстренных новостях, конечно же, на идише. Словом,
если кому нужен сегодня идиш-русский разговорник, так это туристам,
желающим поглядеть на загадочных сатмаров.

Если Хабад изначально создавался как особое, уникальное направление
в хасидизме, Сатмар начал свою историю как одно из многочисленных
однотипных направлений в Галиции, а затем в Трансильвании. Ребе
Мойшэ Тэйтлбойм, родом из Галиции, в возрасте около 40 лет
заинтересовался хасидизмом и стал одним из лучших учеников
знаменитого Хойзэ (Провидца) из Люблина, организовав свой хасидский
двор в Уhэль или Иhэль (Галиция). Основная мировоззренческая книга -
ישמח משה и 2 тома респонсов. Его сын - Лэйзэр-Нусн (кажется так) был
ребе в Дробыче (Галиция) пару лет, но рано умер и не оставил никакой
литературы. Внук ישמח משה - Екисиэл-Идэ - стал первым ребе в Сигете
(Трансильвания), автор ряда интересных книг, его сын -
Хананье-Йомтэв-Липэ Тэйтлбойм продолжил сигетскую династию
(даен его бейс-дина - р. Шлоймэ-Идл Табак написал, кстати, очень
"хабадскую" книгу ערך שי , посвященную интерпретациям Тании и т.п.,
кроме многотомных респонсов с тем же названием), сам Сигетер ребе
тоже написал немало и респонсов, и комментариев на Тору. Его сына
звали Йойл, и вот он-то и стал ребе в городе Сатмар. Как и все
хасидские ребе в Венгрии, он был очень встревожен появлением
сионизма, и непримеримо с этим пагубным явлением боролся. Чудом
спасшись в Эрец-Исроэл во время войны, он немедленно оттуда уехал
в Америку в 1948 году после объявления независимости Израиля, и
уже поселившись в Америке, написал, кроме двух томов респонсов и
многих десятков томов חידושים , также две книги, посвященные
антисионизму: על הגאולה ועל התמורה и ויואל משה . В 1967 году у
р. Йойла Тейтлбойма был инсульт, и последующие 12 лет он сильно
болел, очень мало написал, и жил, кстати, в Belle Harbor, совсем рядом
с моим домом. Он же был вдохновителем создания еврейских местечек
в Америке, одним из выдающихся активистов по сохранению языка
идиш и (венгерской) ашкеназской (суб)культуры.

По-поводу Сатмара довольно распространено мнение, что это якобы
мрачные, недружелюбные люди. Однако, это явная неправда. Хотя они
абсолютно нетерпимы к тем, кто назойливо пытается им доказать
что-то противоречащее их мировоззрению. Неправда и то, что они
не считают нерелигиозных за евреев. Как оказалось, на примере моих
знакомых, основным критерием оказывается язык и отношение к
сионизму. Тех "русских", кто говорит на идише и не считает себя
сионистом, они немедленно начинают приближать к себе, на манер
Хабада, приглашать на Шабес, задаривать подарками и т.д. и т.п.
Кому-то может такой селективный подход показаться несимпатичным,
однако Сатмар прочно стоит на третьем месте по популярности
(после Любавича и Бреслова) среди бал-тшувес. Кроме того, сатмарцы
исключительно гостеприимны, и создали больше благотворительных
фондов, чем все известные мне остальные общины, вместе взятые.

В Шабэс и праздники сатмарцы ходят в длинной одежде, большинство
(80%) и в будни тоже. Носят рэкл, халэт, драфэртл или цвайфэртл
(на их трансильванском диалекте), плачике бибэрит или чулнт-топ
в будни, и, соответственно, бэкэчэ на Майрэв и Шахрис, тиш-бэкэчэ - в
Минхэ и просто так - в субботу и праздники, штраймл (у женатых).
Женщины носят шэйтл, но в субботу его покрывают белым
платком, в синагоге покрывают шэйтл платком в обязательном
порядке, некоторые носят тихл (скорее, тюрбан, чем платок,
несмотря на название) или шпицл (платок с челкой из искуственных
волос). Замужние женщины стригут волосы очень коротко (меньше
сантиметра). И на идише, и в лошн-койдэш, естественно, айкают:
"Элойкайни вЭлойкай Авойсайни".

Как и все харейдим, не смотрят телевизор.
Многие не слушают радио, не смотрят видео. Есть споры по-поводу
использования Интернета, считанные единицы не хотят иметь в доме
компьютер вообще или ставят пароли, чтобы дети не добрались, либо
удаляют модем. Фильтрующий провайдер, созданный когда-то
Сатмаром, оказался бесполезен для бизнеса, поэтому им никто не
пользуется, просто либо есть Интернет, либо нет. Женщины не водят
машины (хотя я не совсем понимаю, почему). Но при этом многие
сатмарцы - программисты, я пару раз слышал, как два юниксиста в
синагоге ругмя ругали Била Гейтца по какому-то поводу. (IMG:http://www.jewniverse.ru/forum/style_emoticons/default/smile.gif)

На сегодня Сатмар лидирует в издании прессы на идише. Кроме десятка
газет и журналов, печатаются детские книги, школьные учебники по
географии и арифметике, книжки с ребусами и детскими считалками,
взрослые (хотя не особо интересные) книжки про КГБ, шпионов,
Сибирь, историю Холокоста, историю Австро-Венгрии, есть попытки
поэтического творчества, правда, неуклюжие. И хотя в американском
Сатмаре язык сильно загрязнен американизмами, ряд изданий с ними
успешно борется. Есть и хорошее песенное творчество на идише
(Йойнэсн Шварц ).

К сожалению, у р.Й. Тейтлбойма не было сыновей, а его племянник -
р. Мойшэ и его потомки - (на мой взгляд) не могут сравниться со старым
ребе, поэтому внутри сатмарской общины идет много споров.
Бнэй-Йоэл не признают нового ребе, Сигетэр (другая группа) признают
сына р. Мойшэ - р. Арн Тэйтлбойма, другие - его брата. Однако, община
живет и развивается, несмотря на внутренние разногласия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов BenZion | Forum -> Иудаизм -> Иудаизм: основы основ Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Protected by Anti-Spam ACP
Powered by phpBB © 2005 phpBB Group
Копирование материалов разрешено при указании ссылки на www.benzion.ru © 2005


  Rambler's Top100