Список форумов BenZion | Forum BenZion | Forum
BenZion.Ru | Гостевая | Каталог релизов
 
 FAQFAQ   Правила форумаПравила   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияPM: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Праздник Ханука.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов BenZion | Forum -> Иудаизм -> Иудаизм: основы основ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Yosya
.:: Каббалист ::.
<span style='color:blue;'><b>.:: Каббалист ::.</b></span>


Возраст: 46
По гороскопу: Водолей
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 05.08.2006
Сообщения: 608
Откуда: Израиль


СообщениеДобавлено: 17 Декабря 2006 19:20    Заголовок сообщения: Праздник Ханука.
Описание:
Ответить с цитатой

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА «ХАНУКА».

I. Под сирийским владычеством.

Более 2000 лет тому назад государство Исраел являлось в течение некоторого времени частью сирийской империи, управляемой сирийскими царями династии Селевкидов.

Наш рассказ о событиях, приведших к Хануке, мы начнем с повествования об Антиохе III, царствовавшем в Сирии в годы 3538—3574 от с.м. Он воевал с египетским царем Птолемеем за овладение страной Исраел. Победил Антиох III, и страна Исраел была оккупирована им и присоединена к его империи. В начале своего царствования он был хорошо расположен к евреям и предоставил им некоторые привилегии. Но позже, когда он был побежден римлянами и должен был платить им большую дань, вся тяжесть этой дани была возложена на различные народности, населявшие его империю, в том числе и на евреев, которые вынуждены были поставлять в казну огромные количества золота, требуемого римлянами. После смерти Антиоха его престол унаследовал сын его Селевкий IV, продолжавший» как и его отец, притеснять евреев.

К этим бедствиям прибавилась еще опасность, угрожавшая иудаизму изнутри. Росло влияние «эллинистов» (евреев—приверженцев идолопоклонства и сирийского образа жизни). Первосвященник Иоханан предвидел угрожавшую иудаизму опасность от проникновения в Палестину сирийского влияния. В то время, как Сирия поклонялась внешней красоте, иудаизм проповедовал идеи правды и моральной чистоты, заповеданной Б-гом в святой Торе. Еврейский народ никогда не должен отказываться от своей веры в Б-га, не должен и не может принять идолопоклонство Сирии и Греции! Иоханан противился поэтому любой попытке со стороны евреев-эллинистов ввести в стране греческие и сирийские обычаи. Эллинисты ненавидели Иоханана. Один из них сказал царскому комми-сару, что в Храме хранятся большие богатства. Богатства эти составляли хранившиеся в Бет-Гамикдаше деньги «полушекеля», которые все взрослые евреи ежегодно вносили в храмовую казну. Эти деньги были предназначены для покупки жертвенных животных, а также для ремонта здания Храма. Другую часть храмовой казны составлял сиротский фонд. Деньги этого фонда хранились в казне до совершенолетия сирот Се-левкий нуждался в деньгах для выплаты дани римлянам. Он послал своего сановника Гелиодроса с приказом из'ять деньги, хранившиеся в Бет-Гамикдаше. Напрасно умолял его первосвященник Иоханан не делать этого. Гелиодрос не послушался его и вошел за ограду Храма. Но внезапно его обуял ужас. Он побледнел, упал и потерял сознание. Когда он пришел в себя, он отказался от дальнейшей попытки проникнуть внутрь Храма.


II. «Умалишенный».

Вскоре после этого Селевк был убит и правителем Сирии стал брат его Антиох IV. Это был тиран с пылким темпераментом, необузданный, с презрением относившийся к чужим религиозным чувствам. Ему дали «почетное» звание «Епифан», что означает «Любимец богов». Подобными титулами были наделены многие правители Сирии. Но историк Полебий, современник Селевка, рассказывает, что народ дал ему эпитет «Епиман» («Умалишенный»), что больше соответствовало вспыльчивому и жестокому-характеру этого царя. Желая об'единить свое царство посредством общей для всех его поданных религии и культуры, Антиох IV пытался сломить обособленность евреев путем запрещения соблюдать ими всех их обычаев. Он снял с высокого поста первосвященника Бет-Гамикдаша глубоко религиозного и праведного Иоханана и на его место поставил его брата Иошуу, который предпочитал называть себя греческим именем Язон, потому что он был членом эллинистской партии. Он использовал свой высокий пост для усиленного распространения греческих обычаев среди священослужителей Храма.

Иошуа, или Язон, был в дальнейшем заменен другим кандидатом на этот поет — Менелаосом, обещавшем царю больше денежных доходов, чем это имело место при Язоне. Когда бывший первосвященник Иоханан пытался протестовать против распространения влияния эллинистов в Бет-Гамикдаше, Менелаос не остановился перед тем, чтобы подослать к нему наемных убийц, и Иоханан был убит.

Антиох был в это время занят ведением успешной войны против Египта. Но вскоре из Рима прибыли гонцы с приказом приостановить войну. Антиоху пришлось подчиниться, и война была прекращена. Между тем в Иерушалаиме распространился слух, что с Антиохом случилось нечто серьезное. Предполагая, что Антиох умер, народ взбунтовался против Менелаоса. Первосвященник-предатель бежал вместе со своими приверженцами.


III. Мученики.

Антиох вернулся из Египта в ярости против Рима за его вмешательство в его дела. Когда он узнал о происшедшем в Иерушалаиме, он повернул свою армию против евреев. Были убиты тысячи евреев. Затем Антиох издал ряд декретов против евреев. Было запрещено еврейское б-гослужение, были захвачены и сожжены свитки Торы. Под страхом смерти были запрещены соблюдение дня Шаббата, совершение обрезания, употребление кошерной пищи. Одному всеми уважаемому девяностолетнему старику, рабби Элиезеру, было приказано публично есть свинину с тем, чтобы его примеру следовали и другие. Когда он наотрез отказался выполнить это, ему предложили приложить хотя бы к губам это трефное мясо, будто он его кушает. Но рабби Элиезер отказался выполнить и это, и был подвергнут мученической смерти. Были и тысячи других людей, которые таким же образом пожертвовали своей жизнью. Известный рассказ про Хану и ее семерых детей относится к этому времени.

Люди Антиоха ходили из города в город, из деревни в деревню, чтобы заставить их жителей поклоняться идолам. Осталось только одно убежище — Иудейские горы с их пещерами. Но и там сирийцы преследовали оставшихся верными своей религии евреев, и много евреев подверглось жестоким пыткам и смерти.


IV. Маттитьягу.

И вот служители Антиоха явились в деревню Модин, где проживал старый священнослужитель (коген) Маттитьягу. Когда сирийский военачальник построил в деревне на базарной площади алтарь и потребовал, чтобы Маттитьягу принес жертвы греческим богам, последний ответил: «Я, сыновья мои и мои братья решили остаться верными союзу, заключенному нашим Б-гом с нашими предками».

Тогда приблизился к алтарю еврей-эллинист, чтобы принести такую жертву. Маттитьягу выхватил свой меч и убил богоотступника на месте. Сыновья Маттитьягу и друзья его напали на сирийских сатрапов и многих из них убили. Прогнав остальных сирийцев прочь, они разрушили языческий алтарь.

Маттитьягу знал, что когда Антиох узнает о случившемся, он придет в ярость и, наверно, пошлет карателей, чтобы наказать Маттитьягу и его последователей. Поэтому он оставил деревню Модин и вместе с сыновьями и друзьями бежал в Иудейские горы.

К нему присоединились все оставшиеся верными еврейству мужественные люди. Они образовали отряды, которые время от времени оставляли свои убежища, чтобы напасть на вражеские войска и их аванпосты и чтобы разрушать алтари идолопоклонников, построенные по приказанию Антиоха.


V. Маккабеи.

Перед своей смертью призвал Маттитьягу своих сыновей и наказал им продолжать борьбу в защиту нашей Торы. Он предложил им следовать советам их брата Шимона Мудрого, а военачальником назначить Иуду Могучего. Иуда был назван «Маккабеем». Это слово состоит из начальных букв четырех еврейских слов: «Ми камоха боэлим Гашем», что означает: «Кто подобен Тебе, о Б-г наш!».

Антиох послал своего военачальника Аполлония, чтобы уничтожить Иуду и его последователей — Маккабеев. Несмотря на перевес в численности и военном снаряжении, сирийцы были разбиты. Антиох послал еще один карательный отряд, но и он был разбит. Это показало Антиоху, что только послав против Маккабеев мощную армию, можно рассчитывать на победу над Иудой и его мужественными соратниками. Тогда страну наводнила армия из 40000 человек под командой двух военачальников — Никанора и Горгиаша. Когда об этом узнали Иуда и его братья, они воскликнули: «Будем бороться за наш народ и за наш Храм!» Народ собрался в Мицпа (где пророк Шемуэль когда-то молился Б-гу). После ряда битв война была выиграна Маккавеями.


VI. Освящение Храма.

Затем Маккабеи повернули к Иерушалаиму и освободили его. Войдя в Храм, они его очистили от идолов, поставленных туда сирийскими вандалами. Иуда и его соратники построили новый жертвенник и освятили его. Это было в двадцать пятый день месяца Кислев 3622 года от с. м.

Поскольку золотой семисвечник был похищен сирийцами, Маккабеи изготовили семисвечник из более дешевого металла. Когда они пожелали зажечь его лампады, они нашли только одну маленькую бутылочку с чистым оливковым маслом за печатью первосвященника Иоханана. Этого масла могло хватать только на один день горения в лампадах. Но произошло Бо-жественное чудо и этого масла оказалось вполне достаточно, чтобы лампады горели в течение целых восьми дней, пока не было изготовлено новое масло. Это чудо показало, что Б-г вновь взял Свой народ под свою защиту. В память об этом чуде и об этих событиях наши мудрецы выделили эти 8 дней в каждом году для выражения благодарности Б-гу и для зажигания Ханукальных огней.

_________________BenZion.Ru_________________
И спросил я у Машиаха: "Когда прийдет господин?"
И ответил он мне: "Когда распространится учение твоё, и раскроется в мире, и распространятся источники твои наружу..."


Последний раз редактировалось: Yosya (17 Декабря 2006 22:02), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
jude
Праотец Авраам
Праотец Авраам


Возраст: 50
По гороскопу: Телец
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 12.11.2005
Сообщения: 1547
Откуда: Израиль


СообщениеДобавлено: 17 Декабря 2006 20:32    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

Yosya
Браво очень точно упорядочено и интересно! Thumbs Up!

_________________BenZion.Ru_________________
«Пока не наступила еще пора благоденствия, мира и согласия, мы обязаны руководствоваться правилом Талмуда: «Тот, кто пришел убить тебя – убей его». (Трактат Брахот,58 ) Рав М.Каhане
....каждый должен делать то что он должен
Каждый должен возделывать свой сад
И не моя вина что в моем саду гудят свинцовые шмели...

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ghimel
.:: Модератор ::.
<span style='color:green;'><b>.:: Модератор ::.</b></span>


Возраст: 27
По гороскопу: Весы
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 14.04.2006
Сообщения: 1575
Откуда: Киев-град


СообщениеДобавлено: 17 Декабря 2006 21:57    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

Yosya

chassidus.ru, да? Хитрая

_________________BenZion.Ru_________________
Лучше один раз воевать, чем семь раз мириться
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Yosya
.:: Каббалист ::.
<span style='color:blue;'><b>.:: Каббалист ::.</b></span>


Возраст: 46
По гороскопу: Водолей
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 05.08.2006
Сообщения: 608
Откуда: Израиль


СообщениеДобавлено: 17 Декабря 2006 21:58    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

Война Хашмонеев за Тору Израиля.

Маккавеи.

Когда над народом Израиля сгустились тучи и враг хотел уничтожить его духовно и физически, Всевышний послал евреям избавление в лице рода Хашмонеев. Прислужники Антиоха в сопровождении солдат прибыли в городок Модиин, недалеко от Иерусалима, чтобы собрать налоги и заставить его жителей поклониться греческим богам. В Модиине правил престарелый священнослужитель Матитьяу из рода Хашмонеев. Когда сирийские солдаты построили в центре городка жертвенник и потребовали от Матитьяу принести на нем жертву греческим богам, тот с достоинством ответил: "Я, мои сыновья и вся наша родня будем преданы союзу, который Г-сподь заключил с нашими праотцами". Один из местных евреев приблизился к жертвеннику и хотел было принести на нем жертву, но Матитьяу выхватил меч и убил его. Сыновья Матитьяу и их товарищи набросились на сирийского офицера и его солдат, убили их и разрушили жертвенник.

Матитьяу прекрасно понимал, что Антиох не простит убийства своих посланцев. Поэтому он с семьей и своими сторонниками, свято соблюдавшими заповеди Торы, ушел из Модиина в пустыню. Так же, как Матитьяу, поступили многие евреи в других городах страны.

В один из шабатов солдаты напали на группу евреев в тысячу человек, скрывавшуюся в пещере. Эти люди не подчинились приказу Антиоха, запрещающему исповедовать веру отцов. Посланцы Антиоха убили их всех: мужчин, женщин и детей. Матитьяу и его сторонники поняли, что нигде они не ограждены от смертельной опасности, и у них только одна дорога: восстать против угнетателей и бороться за свободу. В Иудейские горы к Хашмонеям стали стекаться верные Торе евреи. В горах формировались еврейские отряды, которые время от времени выступали в походы, разрушая языческие жертвенники, построенные по приказу Антиоха, и нападая на сирийских солдат.

Когда престарелый Матитьяу почувствовал приближение смерти, он созвал своих сыновей и завещал им преданно служить Всевышнему, подчиняясь старшему брату Шимону. Военноеже руководство отрядами он поручил своему мужественному сыну Иеуде. Со временем Йеуду прозвали Макаби (Маккавей), а его последователей — мак-кавеями. Рассказывают, что на знаменах Маккавеев были вышиты начальные буквы стиха «Ми камоха беэлим АШЕМ! - Какая сила сравнится с тобою, АШЕМ!» (Некоторые считают, что макаби означает «молот». Имеется в виду, что Йеуда был силен, как молот.)


Первая война.

Царь Антиох послал полководца Аполония подавить восстание Маккавеев. Но Г-сподь наделил удивительным мужеством Йеуду, и тот, несмотря на численное превосходство врагов, напал на них, убил самого полководца и взял себе его меч. Исправить неудачу Аполония должен был военачальник Серон, но и он потерпел поражение.

Только теперь сирийский царь понял, что сможет победить восставших лишь с помощью огромной армии. И он послал в Иудею двух самых видных полководцев - Никанора и Горгия - во главе сорокатысячной армии. Победа такой огромной армии казалась бесспорной. Йеуда и его братья воскликнули: "Будем же сражаться за наши души и наш святой Храм!" К повстанцам в крепость, где пророк Шмуэль незадолго до войны с филистимлянами молился Б-гу, стекался народ. Подобно своему великому предку маккавеи самозабвенно молились Всевышнему, прося Его о защите. Затем Йеуда и его воины выступили против врага в районе города Эммауса; начался жестокий бой, закончившийся и на этот раз победой Маккавеев. Армии Никанора и Горгия были разбиты, и солдаты в панике разбежались. Однако для евреев опасность еще не миновала. Хотя царь Антиох был далеко, занимаясь решением проблем на востоке своего царства, замещавший его полководец Лисий во главе большой армии прибыл в Иудею и вступил в сражение с Маккавеями около Бейт Цура. И вновь маккавеи одержали победу. С огромным трудом Лисию удалось собрать остатки своего войска и вернуться в Антиохию.


Ханукальное чудо.

Теперь дороги Иудеи были свободны, и евреи повернули на Иерусалим. Печальное зрелище ждало их на Храмовой горе — святилище было полно грязи и осквернено языческими изображениями. Евреи общими усилиями очистили Храм. После этого они построили новый жертвенник и освятили святой Храм 25 кислева 3596 года (164 год до н.э.), через три года после того, как он был осквернен сирийцами.

Огромный золотой семисвечник, стоявший в Храме, был украден варварами. Вместо него маккавеи изготовили железную менору. Когда захотели ее зажечь, не оказалось чистого масла, евреи нашли только маленький кувшинчик с печатью первосвященника Йоханана и убедились в том, что идолопоклонники не осквернили его. Масла в этом кувшинчике должно было хватить только на один день, но произошло чудо: масло горело восемь дней, пока не приготовили новое чистое масло. Это чудо убедило евреев в том, что Шехина (Б-жественное Присутствие) не покинула Храм. В память об этом чуде, ниспосланном Б-гом через Хашмонеев, наши мудрецы постановили каждый год, начиная с 25 кислева, праздновать Хануку в течение восьми дней, зажигая огни и восхваляя Создателя.

_________________BenZion.Ru_________________
И спросил я у Машиаха: "Когда прийдет господин?"
И ответил он мне: "Когда распространится учение твоё, и раскроется в мире, и распространятся источники твои наружу..."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Yosya
.:: Каббалист ::.
<span style='color:blue;'><b>.:: Каббалист ::.</b></span>


Возраст: 46
По гороскопу: Водолей
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 05.08.2006
Сообщения: 608
Откуда: Израиль


СообщениеДобавлено: 17 Декабря 2006 22:15    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

ВОЙНЫ ЗА ДУХОВНУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ. ХАНУКА.

МАТТАТИЯ (МАТИТЬЯУ).

Царь Антиох издал приказ по армии, обязывая своих воинов посетить каждый еврейский город и село, воздвигать там языческие алтари, устанавливать идолов и заставлять евреев поклоняться им. Не подчиняющиеся этому приказу безоговорочно подлежали смерти.

Таким образом, воины уже обошли большую часть Святой Земли, когда они появились в маленьком городке Модиин, в нескольких милях к северу от Иерусалима. Здесь жил Маттатия, глава священнической семьи из рода Хасмонеев, и его пять сыновей – Иоханан, Шим'он, Иуда, Элеазар и Ионатан. Их сердца были полны печали при виде великой катастрофы, постигшей их народ. Хотя казалось, что борьба против численно превосходящих сил регулярной сирийской армии, обученной военному делу, дело безнадежное, они все же никогда не отчаивались.

Когда Апелл, один из сирийских надзирателей, явился в Модиин со своими воинами и начал убеждать население отказаться от своей веры и стать идолопоклонниками, Маттатия и его сыновья вышли из своих укрытий, чтобы выступить перед собрашимися.

«Если даже весь народ сирийского государства подчинится царскому приказу, чтобы отказаться от веры своих отцов, то я и мои сыновья все же останемся верующими и истинными евреями», смело заявил старый священник Маттатия.

Один из бывших там евреев выступил вперед, чтобы принести жертву Юпитеру на алтаре, воздвигнутом на базарной площади. Маттатия не смог больше удержать свой гнев. Он напал на изменника и убил его. Сыновья Маттатии, вооруженные длинными ножами, напали на Апелла и его отряд, убили многих из них и прогнали остальных, после чего они разрушили алтарь.

Этот мужественный поступок оказался поворотным пунктом в борьбе против насильников; он явил собою пример смелого сопротивления захватчикам. Первый удар был нанесен.

«Все, оставшиеся верными Б-гу, за мною!», воскликнул Маттатия.

Маленький отважный отряд еврейских повстанцев бежал в Иудейские горы, где они попрятались в пещерах и тайно обучались военному делу. Они знали, что они должны ожидать появления царских карателей, как только царь узнает обо всем, что они сделали. Однако их число все увеличивалось вновь присоединившимися к ним евреями. Они делали вылазки под прикрытием темноты, время от времени появляясь неожиданно в городах и селах, занятых сирийскими войсками, убивая сирийцев и разрушая их языческие алтари с идолами.

Таким образом, горсточка подпольных борцов непрерывно преследовала врага, не давая ему возможности отплатить им тем же. Евреи по всей стране были ободрены этими успешными действиями сопротивления сирийцам и укреплялись в своей вере, что придет помощь от их Небесного Отца.

Когда эти переживания и большое напряжение начали сказываться на здоровье престарелого Маттатию и он почувствовал, что конец его близок, он созвал своих сыновей и выразил им свои последние пожелания. Он призывал их объединиться в своей борьбе и не успокоиться, пока враг не будет уничтожен, Бет-Амикдаш очищен от идолов и имя Б-жье будет опять превыше всего на Святой Земле. Маттатия назначил своего сына Шим'она духовным руководителем и советником, а Иуду, наиболее отважного и героического из своих сыновей, на пост военного командира.

Смерть Маттатии горько оплакивали не только его сыновья и их маленький отважный отряд в горах, но и весь еврейский народ. Теперь, тлевшая в их сердцах искорка сопротивления возгорелась в пламя восстания против сирийских угнетателей.


ИУДА МАККАВЕЙ (МАККАБИ).

Третий сын Маттатии, Иуда, полностью оправдал доверие отца.

Он все смелее нападал на сирийские отряды. Вскоре он мужественно встретился с небольшими вражескими отрядами в открытом бою, и после того, как он нанес им одно поражение за другим, он умело воспользовался их оружием.

Не считаясь с опасностью, Иуда всегда был в передовых линиях своих бойцов и вскоре заслужил прозвище «Маккаби» (слово, состоящее из начальных букв еврейских слов: «Ми камоха боэйлим Ашем» («Шемот, XV:11), что означает: «Кто равен Тебе, о Б-же»; считают, что эта абревиатура была начертана на его знамени.

Поскольку регулярные оккупационные войска на Святой Земле были, по-видимому, слишком слабы, чтобы подавить открытое восстание евреев, Антиох послал Двух своих полководцев – Аполлония и Серона с частями регулярной армии из Сирии для борьбы с повстанцами.

Иуда Маккавей не хотел подвергать опасности свои отряды, поставив их лицом к лицу в открытом бою с численно превосходящим противником. Поэтому он каждую ночь водил своих отважных воинов в атаку на врага, убивая большое число сирийцев и нагоняя страх на остальных карателей.

Наконец Иуда получил секретные сведения, давшие ему возможность составить план внезапного нападения на главные силы вражеских войск. Несмотря на большое численное и качественное превосходство врага, Иуда и его последователи быстро разделались с войсками Аполлония и Серона, полностью их уничтожив. Так что, и на этот раз Иуда одержал чудесную победу.


ПОБЕДОНОСНАЯ ВОЙНА.

Будучи сам занят попытками подавить восстания в других частях своей империи, царь Антиох поставил во главе огромной армии своего наиболее талантливого полководца Лиссия с задачей разбить еврейских партизан, осмелившихся сражаться с его регулярными войсками. Лиссий послал более сорока тысяч человек пехоты, семь тысяч человек кавалерии и большой обоз вспомогательных войск против шести тысяч воинов, возглавляемых Иудой Маккавеем. Трем опытным полководцам, Никанору, Горгиасу и Птолемею было поручено провести карательную операцию против евреев. Армия Маккавеев, теперь уже хорошо обученная и закаленная в боях, ждала их в боевой готовности. В то время как языческие армии оглушали себя перед битвой алкоголем, воины Иуды Маккавея молились и постились перед встречей с врагом. Ибо они знали, что только чудо может помочь им в этой неравной борьбе. Как во времена пророка Шемуэля, еврейские патриоты и теперь собрались в маленьком городке Мицпе, чтобы провести день в посту и молитве за победу. После поста Иуда Маккавей обратился к своим воинам со следующими словами: «Будьте мужественны в бою против язычников, которые намереваются лишить нас того, что для нас дорого и свято. Куда лучше умереть в бою, чем стоять опустив руки и видеть наш народ в беде и печали и осквернение нашего Бет-Амикдаша. И да исполнится воля Б-жья!.

Ободренные и воодушевленные своими вождями пошли еврейские воины в атаку в середине ночи и бросились на своих врагов, расположившихся лагерем в Эммаусе. Сирийские войска во главе с Никанором разбежались в панике, многие были убиты, а лагерь сожжен. Легионы Горгиаса, приблизившиеся с другой стороны, поплатились тем же. Они были полностью уничтожены маленькой, но мужественной еврейской армией, которой очень пригодились захваченные в бою трофеи бежавшего противника. Ибо евреи знали, что им нужно собрать сколько можно больше оружия и снаряжения, чтобы быть готовыми к неминуемому контр-наступлению противника.

Пришедший в ярость от постыдного поражения своих полководцев Лиссий, немедленно экипировал новую, еще более крупную армию и повел ее сам против войск Иуды Маккавея, наступая на Иерусалим с юга. Он был задержан у Бет-Цура, в нескольких милях от Хеврона, и, как и его полководцы раньше, был окончательно разбит.

Этой большой победой над главными силами сирийской армии (в 3622 году от с. м.) закончилась первая успешная фаза борьбы еврейского народа под водительством Хасмонеев против тирании Антиоха, который хотел искоренить еврейскую религию. Главные силы врага были отброшены за пределы страны, Иерусалим был освобожден, и только небольшой вражеский отряд держался еще в крепости, возвышавшейся над Иерусалимом.

Иуда Маккавей принялся за восстановление Бет-Амикдаша, который был осквернен сирийцами. При виде неслыханного святотатства в Доме Б-жьем глаза освободителей затуманились горькими слезами и сердца их преисполнились справедливым гневом. Они сразу же взялись за разрушение обнаруженных здесь многочисленных идолов. Они отставили оскверненный жертвенник и поместили его в отдельное помещение, ожидая указаний Б-жьего мудреца, как с ним поступить. Вместо него был установлен и освящен другой жертвенник. Была также установлена железная менора (светильник) вместо украденной золотой.


ЧУДО ХАНУКИ.

Усиленные поиски священниками святого масла (опечатанного печатью коен-гадола), пригодного для применения в святой меноре, привели к обнаружению только одного небольшого кувшина с маслом, который не попал в руки осквернителей Бет-Амикдаша. Этого масла хватило бы всего на одни сутки горения в лампаде. Остальное масло было все осквернено, а на то, чтобы приготовить новое святое масло для меноры в соответствии с предписанными правилами требовалось восемь дней. Однако святая служба не была отсрочена. Священники зажгли лампады и вновь освятили Бет-Амикдаш благоговейной церемонией молитв, жертвоприношений и веселья. Это было в двадцать пятый день Кислева, в 3622 году от с. м.

Радость еврейского народа сопровождалась великим чудом – небольшое количество масла продолжало гореть вменоре в течение восьми дней, пока не было приготовлено новое святое масло! Это чудо показало всем, что Б-г охраняет еврейский народ, и это вселило во всех новую уверенность и мужество, дало им возможность смотреть на будущее с верой и с надеждой на Б-жью помощь. В память об этом чуде, знамении, свидетельствующем о явлении Б-жьем и его помощи, евреи празднуют восемь дней ХАНУКИ, то есть ОСВЯЩЕНИЯ Бет-Амикдаша (от 25 Кислева до 3 Тевета), путем зажигания ханукальных огней и чтения специальных молитв. Одна из этих молитв – «Ал-Анисим» – является выражением благодарности Б-гу за Его чудеса, за помощь Хасмонеям в их героической борьбе в защиту своей веры. Ибо «в те дни в это время» иудаизм и еврейство были конечно же спасены от одной из величайших опасностей, когда либо угрожавших существованию нашего народа.

Это была борьба не только «немногих против многочисленных и слабых против сильных», но и «праведников против нечестивцев», иудаизма против эллинизма, – и сила Торы победила.


ДАЛЬНЕЙШИЕ ВОЙНЫ МАККАВЕЕВ.

В то время как евреи подвергались гонениям со стороны сирийского царя, многие малые страны вокруг Святой Земли воспользовались беспомощностью евреев, чтобы оторвать у них землю и грабить их имущество, и чтобы изводить их любыми способами. Теперь Иуда Маккавей решил свести счеты с этими врагами еврейского народа и укрепить границы своей страны. К счастью, сирийская империя в то время разрывалась на части в междоусобных раздорах. Царь Антиох Эпифан умер безумным, не закончив войну на восточном фронте своей империи, а Лиссий и Филипп спорили за право опекунства над малолетним цесаревичем – наследником престола.

Иуда Маккавей нанес поражение идумеянам, сжег их города и жестоко наказал их за враждебные отношения к евреям. Затем он двинулся на север, где аммониты и греки объединили свои силы, чтобы захватить небольшие еврейские колонии вдоль Иордана. Совместно со своим братом Ионатаном он нанес поражение этим врагам и осовободил более тысячи евреев. Старший брат Иуды Маккавея Шим'он успешно освободил евреев Галилеи от захватчиков и отогнал врага обратно к морю. Сам Иуда двинулся тогда на юг и покарал палестинцев за убийство многих сотен евреев.


ВОЗОБНОВЛЕНИЕ СИРИЙСКИХ АТАК.

Между тем в Сирии победителем оказался Лиссий, и как только он обеспечил свое положение, он тут же возобновил свои попытки восстановить владычество Сирии над Иудеей. Он отозвался на призыв о помощи сирийских гарнизонов, державшихся еще кое-где в изолированных крепостях. Взяв с собою молодого даря Аптиоха Эвпатера, сирийский регент повел большую армию против войск Маккавеев. Обученные бою слоны возглавляли атаку сирийцев, точно так, как в наше время применяются танки. Несмотря на невероятное мужество и высокий боевой дух, малочисленные еврейские войска под водительством Иуды Маккавея оказались в очень тяжелом, почти безнадежном положении, будучи вынужденными противостоять бешеной атаке мощной армии Лиссия.

Элеазар, младший брат Иуды Маккавея, пытался предотвратить поражение еврейской армии ценой своей жизни. Он нацелился на самого большого и лучше всех украшенного слона, полагая, что на нем находится молодой царь Антиох Эвпатер. Пробив себе путь к огромному слону через прикрывавшие его войска, он прыгнул под него и всадил свой меч в его брюхо. Смертельный удар свалил слона. Он сбросил своего седока, который был похоронен вместе с героическим Элеазаром под тяжестью огромной туши зверя, рухнувшего замертво наземь.

Но не царя убил Элеазар, а одного из старших военачальников сирийской армии. И все же этот мужественный поступок Элеазара воодушевил его братьев, и они дрались еще непреклоннее, хотя это не могло изменить положения, и ничего другого не осталось ждать, как только того, что битва будет проиграна.

Когда Лиссий готовился штурмовать осажденные войска в Бет-Цуре и на Храмовой горе, положение еврейских воинов выглядело весьма опасным.

В этот очень критический момент гонец доставил царю известие из Антиохии, что трону угрожает восстание. Сирийцы в спешке заключили мирный договор с Иудой Маккавеем и вернулись в Антиохию.

Теперь еврейский народ смог вздохнуть свободно. Он мог жить в мире в полном соответствии со своей религией и законами Торы.


НОВЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ.

Пока в Сирии правил Лиссий и опекаемый им царь Антиох Эвпатер, был мир в еврейской стране. Но в Антиохии вспыхнуло восстание, в результате которого были убиты оба эти правителя. Трон захватил Деметрий, племянник Антиоха Эпифана.

Эллинисты под водительством священника Эльякима, или, как он сам называл себя, Алкима, нашли в Деметрий своего союзника. Они убедили его вновь вернуть их к управлению еврейской страной. Деметрий назначил Алкима первосвященником и послал его в Иерусалим с армией под командой полководца Бакхида. Алким и Бакхид обещали евреям полную свободу религии и возможность выполнять еврейские законы, если они примут Алкима в качестве первосвященника. Иуду и его братьев это не убедило, но многие из верующих мудрецов, к сожалению, попались на эту уловку. Это неуместное доверие имело следствием то, что шестьдесят человек из них было убито по приказу сирийского военачальника. Среди них был и рабби Носи бен Иоезер, преемник Антигоноса иш-Сохо, который во все время борьбы сохранил традиции еврейской науки.


ПОБЕДА НАД НИКАНОРОМ.

Новый первосвященник Алким, который был поставлен на этот пост против воли народа силой оружия сирийской армии, был всюду ненавидим. Бакхид вернулся в Сирию в полной уверенности, что евреи не могут возобновить свое сопротивление сирийскому владычеству и потому не посмеют противиться эллинизации, проводимой Алкимом и его друзьями. Однако стоило ему только оставить Иудею, как в тот же момент Иуда Маккавей и оставшиеся верными ему евреи восстали против эллинистов, вновь пытавшихся насильно навязать еврейскому народу греческие обычаи и ассимиляцию.

Когда увеличилась опасность, угрожавшая жизни Алкима, он призвал царя Деметрия восстановить порядок в стране и подавить восстание. Деметрий послал часть своей армии в Иудею, тогда как основная часть армии была занята в другом месте. Военачальник, возглавивший сирийские войска, Никанор, самонадеянный и жестокий человек, обещал беспощадно подавить восстание. Однако первая же встреча его с отрядами Иуды Маккавея во время его продвижения на север принесли ему неудачу. Продвигавшиеся по Палестине войска Ни-канора были атакованы Иудой внезапно и не сумели развернуть свои боевые порядки. Нанеся сирийцам тяжелые потери и захватив богатую добычу, еврейские отряды так же быстро исчезли, как и появились.

Это поражение привело в ярость гордого полководца. Когда он добрался до предместий Иерусалима не встречая на своем пути сопротивления, он поднял свой меч и поклялся сжечь Дом Б-жий и на его месте воздвигнуть храм в честь греческого божества Диониса. Но всего через несколько дней (это было в тринадцатый день месяца Адара) армия Иуды Маккавея нанесла поражение превосходящей численно армии Никанора в решающем бою под Бет-Хороном. Сирийские войска были разгромлены, и многие воины пали во время обратного бегства к морю. Никанор был тоже убит, и его голова и одна рука были выставлены в виде трофеев на стенах Иерусалима, как символ победы и Б-жьего наказания человеку, поднявшему руку против Б-га и Его Святилище.

Иуда Маккавей вошел в еврейскую столицу триумфальным маршем во главе своих победоносных войск. Он вновь доказал, что он был верным и преданным вождем еврейского народа в его борьбе против чужеземных правителей и богов.

Тринадцатый день Адара, который, как известно, уже видел раз чудесный для евреев поворот событий в дни Мордехая и Эстер, был вторично установлен днем национального праздника, который праздновался также в течение многих веков как «День Никанора» в память о победе Хасмонеев.


СМЕРТЬ ИУДЫ МАККАВЕЯ.

Последний военный успех значительно укрепил политическое положение Иудеи. Иуда Маккавей, озабоченный международным положением еврейского государства, одержавшего столько славных побед над своими врагами, старался теперь обеспечить его независимость. Для этого он заключил политический союз с римлянами. Этот могучий народ, уже подчинивший себе большую часть Старого Мира, внимательно следил за всем происходящим на Ближнем Востоке. Римляне имели уже определенное намерение распространить свое влияние на сирийскую империю, так что они приветствовали предложение еврейского народа заключить с Римом мирный договор. Делегации из Иерусалима были оказаны большие почести высшим политическим органом римской империи, Сенатом, и союз был заключен.

Узнав об этом новом обороте событий, Деметрий решил действовать быстро. Ему повезло тем, что главная часть его армии, бывшая до этого занята на востоке, теперь освободилась, и он сразу же послал ее в Святую Землю.

Его армией, состоявшей из двадцати тысяч человек пехоты и двух тысяч кавалерии, командовал Бакхид, тяжелую руку которого уже раз испытали в Иудее. Его наступление было столь стремительным, что Иуда Маккавей успел выставить против этой огромной сирийской армии не более, чем около восьмисот вооруженных воинов. Еврейский вождь воевал на этот раз более мужественно, чем когда либо раньше. Не считаясь с личной безопасностью, он бросался с одного места на другое, всюду, где ряды его воинов не выдерживали натиска превосходящих сил врага. Но на этот раз счастье ему изменило. Стрела пробила грудь Иуды Маккавея, одного из величайших героев еврейского народа всех времен. И этот мужественный борец пал смертью храбрых на поле боя у Адассы.

Очутившись в таком положении, когда армия понесла поражение, а командир погиб, евреям ничего другого не осталось делать, как вновь податься в горы, что они и сделали, захватив с собою тело любимого их вождя. Иуду Маккавея похоронили в Модиине, где впервые зародилось движение сопротивления и где впоследствии были похоронены все Хасмонеи. Весь народ оплакивал великую потерю. Никакой другой вождь не проявил меньше самолюбия и личной заинтересованности. Его неутомимое усердие и преданность делу еврейской религии и еврейского государства превратило горстку людей, не обученных военному делу, в боевой отряд неслыханного мужества и самоотверженности. Благодаря Иуде и его героическим отцу и братьям маленькая нация, которой угрожало полное уничтожение, вновь поднялась с Б-жьей помощью к вершинам славы как «царство священников и святой народ». Праздник Хануки – это вечная память духу Хасмонеев, продолжающему воодушевлять наш народ сквозь века.

_________________BenZion.Ru_________________
И спросил я у Машиаха: "Когда прийдет господин?"
И ответил он мне: "Когда распространится учение твоё, и раскроется в мире, и распространятся источники твои наружу..."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
drach
Праотец Авраам
Праотец Авраам


Возраст: 55
По гороскопу: Весы
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 28.09.2006
Сообщения: 2521
Откуда: Kiev (Киев) - Buenos Aires (Буэнос Айрес)


СообщениеДобавлено: 19 Декабря 2006 18:51    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

Очен интересно! Спасибо.
Анатолий. В шляпе

_________________BenZion.Ru_________________
Анатолий Драч, Аргентина, Буэнос Айрес, Украинец.
Benzion&trade; Еврейский ответ на еврейский вопросLostFilm.TV. Лучшие сериалы на одном канале.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Yosya
.:: Каббалист ::.
<span style='color:blue;'><b>.:: Каббалист ::.</b></span>


Возраст: 46
По гороскопу: Водолей
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 05.08.2006
Сообщения: 608
Откуда: Израиль


СообщениеДобавлено: 22 Декабря 2006 00:05    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

СЕРДЦА ХАШМОНЕЕВ.

Мы отмечаем в Хануку два события, очень непохожих друг на друга: военную победу над врагом и чудо, которое произошло в Храме с кувшином масла, – рассчитанное на один день, масло горело в храмовом светильнике, Меноре, восемь дней. В обеих историях действовали одни и те же люди – священники Хашмонеи. Они подняли восстание в защиту Торы, а потом, выполняя ее приказ, вошли в Храм, чтобы зажечь Менору.

Задают вопрос: зачем им нужен был запечатанный кувшин с ритуально чистым маслом, зачем вообще Всевышний сделал это чудо? Ведь закон разрешает в случае необходимости взять другое масло, которое не хранилось в такой строгой ритуальной чистоте.

Ответ прост: если бы Хашмонеям было все равно, какое масло горит в Меноре, они бы не добились военной победы...

Часто спрашивают, надо ли соблюдать заповеди Торы с такой строгостью? Неужели нельзя уступить хоть на волосок, поступиться хотя бы одним из ее приказов?

Дело в том, что мы живем на войне. Наш противник – это дурное начало, которое есть в душе каждого человека. Его цель – заставить еврея забыть приказы Торы или, во всяком случае, относиться к ним без трепета, равнодушно. Военные знают, что порой от небольшого укрепления зависит судьба целой армии. Полководец готов потратить горы боеприпасов, он посылает в бой полк за полком, лишь бы удержать ключевой пункт. Для нас таким пунктом является каждая заповедь Торы. Неверно думать, что заповеди записаны в книге, которую человек может закрыть и поставить на полку. Приказы Торы запечатаны в еврейской душе. Нарушив хотя бы один из них, мы обрываем нить, связывающую нас со Вс-вышним.

Для того, чтобы жить в этом мире, нужно знать его законы. Один из них гласит, что армия, лучше обученная и более многочисленная, обычно побеждает. Хашмонеи не отменили его. Они просто обратились к другому закону, которому подчиняются все остальные. Говорится, что Всевышний творил мир, глядя в Тору и советуясь с душами праведников. Значит, мир связан с еврейским сердцем, значит, оно может повлиять на этот мир. Правда, для этого нужно сердце Хашмонеев, громивших врага и мечтавших, чтобы в Меноре горело только чистое масле...

Слово Ханука имеет два значения: «обновление» и «воспитание». Между ними есть связь. Хашмонеи, очистив Храм от языческой скверны, как бы заново построили его. Воспитывать еврейского ребенка нужно в такой же святости и чистоте, какой была служба в Храме.

Тора сравнивает человека с деревом, растущим в поле. Природа дерева – тянуться к небу. Но если поранить юный саженец, он может надломиться и начать расти головой вниз. Мы видели, как головой в землю росло целое поколение, к каким тяжелым последствиям это привело. Поэтому очень важно, чтобы ваш ребенок начал жизнь с Торой, чтобы она не выпала у него из рук. Тем самым вы дадите ему богатство, которое увеличивается с каждым годом. Когда дерево окрепло, его нельзя согнуть, в нем есть стойкость и сила.

Пожелаем друг другу, чтобы наши дети росли здоровыми, светлыми душою. Пусть они будут настоящие евреи, еврейские евреи, чтобы их сердце, сберегая Тору, обновляло мир...



ТОРА ПО-ГРЕЧЕСКИ.

Печальное чудо.

В Торе сказано: «По ту сторону Иордана, в земле Моавской, начал Моше разъяснять эту Тору..». Добавляют наши мудрецы: «На семидесяти языках..».

Иными словами, Моше-рабейну решил перевести Тору на все языки, для всех народов, живущих на земле. Этот перевод был высечен на камнях, а камни спрятали до поры в заповедном месте.

Спустя много времени, когда Иудея была под властью греков, царь Птолемей приказал семидесяти двум еврейским мудрецам перевести Тору на греческий язык. Приказ исполнили, и при этом случилось чудо. Хотя мудрецы находились в разных помещениях, их перевод совпал слово в слово. Им пришлось внести в текст различные изменения, чтобы у язычников, которые будут читать Тору, не возникло сомнений в Единстве Всевышнего. Эти изменения тоже, всем на удивление, совпадали...

Однако радости не было. В Талмуде о «переводе семидесяти» сказано: «Тяжел был этот день для всего Израиля, как тот, когда сделали золотого тельца..».

Наши мудрецы объясняют: Тору невозможно перевести ни на какой другой язык.

Если так, то как же тогда Моше-рабейну перевел Тору на семьдесят языков?!

Чтобы получить ответ, надо понять, в чем состоял грех золотого тельца...


Две власти.

Детали той истории известны всем. Моше-рабейну должен был находиться на горе Синай сорок дней, а евреи ошиблись в расчетах всего на один день и решили, что он уже не вернется.

Во время дарования Торы их посетило одно и то же видение, которое потом описал пророк Иехезкель, – образ меркавы – Б-жественного престола и головы различных животных, в том числе быка, у его подножия.

Этот бык и послужил прообразом тельца. Евреи попросили священника Аарона, брата Моше-рабейну, найти посредника, который будет открывать им волю Всевышнего. Они не собирались заниматься идолопоклонством, но лишь хотели «спустить вниз» небесный образ, сделать «золотой аналог» одного из ангелов, чтобы связь с Творцом была более прочной.

Любитель острых аргументов мог бы добавить, что подобный «опыт» был осуществлен еще один раз. Когда евреи строили мишкан – святилище, то на золотом покрытии ящика, где хранились Скрижали Завета, стояли фигуры керувов – ангельских существ, простиравших крылья навстречу друг другу. Именно в этом пространстве происходило соединение земного и небесного, и Моше-рабейну, стоя перед Скрижалями, слушал и передавал народу волю Б-га.

В чем же разница между золотыми керувами и, не в одном ряду будут помянуты, золотым тельцом? Керувы были сделаны по приказу Всевышнего. Они не существуют вне воли Творца. Луч солнца, как бы далеко он ни проникал, не может существовать без своего источника. Связь эта не зависит от человеческих усилий. За нее отвечает Б-г.

Что касается тельца, то люди сделали его по собственному желанию. Они произвольно выделили один из элементов небесной гармонии и, поручив ему роль посредника, как бы заявили, что в мире существуют «две власти» – воля Б-га и – сила тельца... Две власти, даже в неравных пропорциях, – это начало любого идолопоклонства.


Мистика перевода.

То же правило действует, когда мы говорим о переводе Торы на греческий язык. Не было приказа Всевышнего, а была «вторая власть», приказ царя. Птолемей требовал буквального перевода, а это могло привести к искаженному пониманию Торы. Еврейским мудрецам пришлось вносить в текст изменения. Берешит бара... – «Вначале создал Всевышний..». они перевели на греческий: «Вс-вышний создал вначале..»., чтобы язычники не подумали, что «Вначале» – это отдельная сила, которая создала другую, а уже та – весь мир. И все же их перевод, если язычник читает его, не зная объяснений наших мудрецов, не спасает от неверного понимания текста Торы. День, когда была закончена работа, стал для евреев днем траура.

Чем же отличается перевод, который сделал Моше-рабейну?

Во-первых, на то был приказ Б-га. Поэтому святость оригинала распространилась на весь этот огромный труд.

Во-вторых, Моше-рабейну не делал буквального перевода, а пересказывал Тору с пояснениями, которые учитывают особенности восприятия каждого из семидесяти народов.

Но почему же о нем ничего неизвестно народам мира?

Иногда мало написать книгу. Надо, чтобы появился читатель, который окажется способным ее прочитать. Моше-рабейну перевел Тору на семьдесят языков, зная, что камни, на которых высечен перевод, будут храниться в заповедном месте до той поры, пока строительство нашего мира не будет завершено, – до времен Машиаха. Сейчас эта пора наступает.

Рабби Иосеф-Ицхак Шнеерсон, 6-ой Любавичский Ребе, утверждал, что в наше время перевод Торы на другие языки обладает особой силой. Он исправляет и очищает народы, которые на них говорят. Значит, пришло время переводить сокровища еврейской мудрости на греческий, на русский, на английский... И не по царскому приказу, а по приказу Царя.

В еврейской истории есть не только радостные события. Но проходит время, и даже они, как кирпичи, занимают свое место при постройке здания. Грех золотого тельца позволяет нам понять истоки идолопоклонства, а «перевод семидесяти» – уяснить, каких ошибок надо избегать, знакомя с Торой народы мира.

Печаль не может длиться вечно. Сегодня мы свидетели того, как слова Торы заполняют мир, помогая понять, зачем мы пришли в него.

_________________BenZion.Ru_________________
И спросил я у Машиаха: "Когда прийдет господин?"
И ответил он мне: "Когда распространится учение твоё, и раскроется в мире, и распространятся источники твои наружу..."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов BenZion | Forum -> Иудаизм -> Иудаизм: основы основ Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Protected by Anti-Spam ACP
Powered by phpBB © 2005 phpBB Group
Копирование материалов разрешено при указании ссылки на www.benzion.ru © 2005


  Rambler's Top100