Список форумов BenZion | Forum BenZion | Forum
BenZion.Ru | Гостевая | Каталог релизов
 
 FAQFAQ   Правила форумаПравила   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияPM: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Маймар Ребе "Выход из Египта в каждом поколении"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов BenZion | Forum -> Иудаизм -> Хасидизм
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
tchaim
Имеющий гешефт
Имеющий гешефт





Зарегистрирован: 25.01.2007
Сообщения: 119
Откуда: Питер


СообщениеДобавлено: 25 Марта 2007 13:21    Заголовок сообщения: Маймар Ребе "Выход из Египта в каждом поколении"
Описание:
Ответить с цитатой

«Выход из Египта» в каждом поколении

маймор ребе Мелех аМошиах

1.

«В каждом поколении (добавляет и объясняет Альтер ребе в книге Танья: "и каждый день") обязан человек видеть себя, как будто он вышел (сегодня) из Египта».
И необходимо понять, какой смысл в акцентировании, что эта обязанность (существует) в каждом поколении? Особенно в соответствии с объяснением предыдущего ребе (Райац), что слово "дор" - "поколение" имеет также смысловое значение "шура" - "строка", то есть в каждой строке, в каждой ситуации и на любой ступени, на которой бы ни находился человек, ложится на него обязанность видеть себя, как будто он вышел из Египта. И надо также понять необходимость того, почему в каждой "строке" должен видеть себя человек …
Также необходимо понять то, что сказали мудрецы, благословенной памяти: «Упоминают о выходе из Египта каждый день», более того, два раза в день: днем и ночью. И особенно основываясь на объяснении фразы из писания : "Чтобы помнил ты о дне своего выхода из Египта все дни жизни твоей". Упоминание о выходе из Египта должно быть в такой форме, что влияет на "все дни жизни твоей", подобно написанному о заповеди "Ак'эль" (собрания всего народа раз в семь лет в Йерусалимском Храме): прослушивание глав из Торы, которые читал король, влияло на "все дни, что вы живете на земле". (И это помимо того факта, что весь год называется "Ак'эль", год собрания. Причина же того, что год называется годом собрания, по имени заповеди, которая осуществлялась раз в году, в начале его, становится понятной на примере комментария Раши в отношении пятидесятого года, года "Йовель". Год этот отделен от всех других лет своим названием, в Йом Кипур этого года трубили в шофар, который называется "Йовель", таким образом, чтение Торы королем влияло на весь год, в добавление к этому, заповедь "Ак'эль" влияет на "все дни, что вы живете на земле".) Если так, то почему мы упоминаем о выходе из Египта также назавтра после того, как сегодня уже вспоминали о нем? На первый взгляд, предыдущее упоминание уже повлияло на "все дни нашей жизни"!?
Также надо понять содержание самой этой идеи: после того, как сегодня уже осуществил заповедь «видеть себя, как будто он (сам) вышел из Египта», то теперь уже не находится в Египте.
Если так, то каким образом можно обязать его упоминать о выходе из Египта ночью следующего дня? Ведь вышедший днем раньше из Египта уже не может видеть себя, как будто он только что вышел из Египта. Так суть самой обязанности указывает на то, что до настоящего выхода человек находится в ситуации "Египта"!

2.

И, как известно, писание не исключает простого понимания смысла. Поэтому ясно, что также и в смысле указания (и наставления, которое присутствует ) в Торе, что Тора является вечным указанием (само слово Тора по смыслу означает «указывающая»), она не отрицает понимания смысла на простом уровне – то есть должна существовать возможность выучить указание из простого смысла писаний и рассказов в Торе.
И понятно, что это применимо также и в нашей ситуации, в том, что «в каждом поколении и каждый день должен человек видеть себя как будто он (сам) вышел из Египта». И более того, что ежедневно это должно быть в каждой «строке» (см. выше), то есть в каждой ситуаци и на каждой ступени. Ведь человек вообще-то представляет из себя нечто, постоянно изменяющееся, поэтому ежеминутно меняются положение и ступень, на которой он находится, (в частности, от того, что каждый час меняются сочетания имени Авайе и имени Адней, дающих существование всему миру). И в каждой ситуации должна присутствовать идея выхода из Египта. А вывода о форме этого вида службы (выход из Египта) совершается на основе содержания простого смысла писаний и идей в Торе, повествующих о выходе из Египта в первый раз.
В начале рассказа об изгнании говорится: «И это имена сыновей Израиля, приходящих в Египет, Яаков и сыновья его» (в главе Шмойс говорится: «… с Яаковом, человек и дом его пришли»). Таким образом, произошел спуск из святой земли в землю Египетскую. Дело в том, что сам по себе этот спуск из «земли проживания его отца» - «спускаясь спустились мы» - является в определенной степени уже порабощением, и, тем не менее, Яаков и его сыновья находились там … . Вслед за этим наступает спуск еще ниже, когда «умер Йосеф, и все его братья, и все то поколение». А затем еще ниже - «и встал новый царь, который не знал Йосефа». После чего начинается Египетское рабство, в котором также были спуск за спуском. О начале его сказано: «давайте измудримся (против) него (еврейского народа)…», и, как объясняют наши мудрецы стих «…что поработили их «бефорех» – тяжелой работой», сначала поведение египтян было «беферах» – «мягким ртом», а затем уже стала работа «бефорех» по простому смыслу.
Подобно этому при выходе из Египта было поступенчатое поднятие снизу вверх. Так, еще когда евреи были в Египте (в последние дни Египетского изгнания), написано про них: «а у всех сыновей Израиля был свет в поселениях их», откуда видно, что уже тогда их положение было «с поднятой рукой» (открыто,не таясь). А уже затем, поскольку наступил конец изгнания, не задержал их Все-вышний даже на «моргание глаза» (как говорится в Мехильте и в комментарии Раши на Тору) и вывел их к истинному и полному освобождению (ведь если бы удостоились евреи, то освобождение было бы таким, после которого никогда уже бы не было изгнания, как толкуется в Мидрашах наших мудрецов).

3.

И вот, подобно всему сказанному выше, существует параллель и соответствие общей идее спуска души в тело и идеей изгнания (как объясняется в книге Танья).
Так как душа, когда она наверху, – она находится в «земле проживания его отца», отца, который в небесах, как сказано: «Жив Все-вышнии, Б-г Израиля, перед которым я стоял», имеется ввиду «стояние» души перед Все-вышним, перед ее спуском вниз. И это же в том, что души перед их спуском называются «дочери Йерусалима», как объясняется в Ликутей Тора, поскольку там они находятся в полноте своего трепета (перед Все-вышним, Йерушалаим в данном контексте переводится как «йиро» – трепет, страх; «шлеймо» - полный).
И это то, что спуск души, он «с высокой крыши в глубокую яму», - ведь он спустилась из своего места в огромном количестве спусков, пока не оделась в тело, находящееся в этом нижнем мире, ниже которого нет. И несмотря на то, что тело – это тело святое, более того, для этого тела дана была Тора и ее заповеди (ведь Тора, «она не на небесах»). Тем не менее, необходим великий труд и старание, чтобы раскрыть и вывести из потенциала в действие ту святость, что в теле, находящемся на нижней ступени в этом нижнем мире, ниже которого нет – как написано «позже (последним) и прежде (первым) ты меня сотворил», несмотря на то, что мысль (о сотворении человека) «прежде» творения мира. Но действие по сотворению (человека) находится в аспекте «позже» сотворения мира, так сотворение мира целиком было прежде сотворения человека.
И подобно тому, как спуск в Египет было поступенчатым, также и спуск души в тело, «спуск» поступенчатый, ступень за ступенью.
Как известно, что когда ребенок в утробе матери, «свеча горит у него над головой и обучают его всей Торе … ». А когда он выходит на белый свет, то «на восьмой день обрежет его крайнюю плоть», в этот момент происходит вхождение святой души в тело (как пишет Альтер ребе в своем «Шульхан Орухе»), подобно этому также у женщины, «(что она) как-будто уже обрезанный человек». И после этого душа поднимается ступень за ступенью, сначала она получает разум ребенка – малый разум, затем большой разум, пока не достигает аспекта «и продавать имущество отца, когда достигнет двадцати лет» (если продает имущество отца до исполнения ему двадати лет, сделка считается не действительной из-за малого разума продавца), как объясняется эта идея в Ликутей Тора глава Бамидбар из Эц Хаим.
«Все-вышний создал мир в противоположении» - что также в отношении тела и изгнания души в теле, оно происходит ступень за ступенью, как сказали благословенной памяти, мудрецы: «такая профессия злого начала (чужой «б-г», что внутри тебя) сегодня говорит делай так …», то есть что оно совращает «мягким ртом». А на завтра говорит ему: «Делай так», пока не говорит ему: «иди и служи … (идолам)», в буквальном смысле тяжелая работа (в духовном).

4.

И так, подобно тому как душа спускается в изгнание в тело, также и ее освобождение и поднятие из этого изгнания, состоит из множества ступеней, уровень за уровнем.
Так как идея работы человека в жизни на земле в общем плане протекает в форме войны. Поскольку жизненность человек получает посредством еды хлеба … выражаясь языком наших мудрецов «хлеб по мечу (будешь) кушать», кроме того буквы слова хлеб – «лехем» совпадают со словом «лахем» - воюй, то есть (в слове хлеб заключается) идея войны. Начало войны протекает в форме «искафья» - подчинения противника, а затем уже поднимается к полной победе, так, что достигает победы с миром, аспект «исапхо» - переворачивание (противника в друга), что это и есть полнота идеи мира (как объясняется подробно в «Шаарей тшуво» Миттелер ребе).
В этом же и заключается идея «выхода из Египта»: выйти из теснин и ограничений «глубокой ямы», в котором существует большое количество ступеней, так, что, уже поднявшись из «глубокой ямы», еще остается долгий путь и великая работа пока не достигнет «высокой крыши». Но даже подняться туда еще не достаточно, поскольку спуск был ради поднятия, до места и ступени более высокой, чем «высокая крыша», откуда был спуск. Так до спуска было сказано: «Жив Все-вышнии, Б-г Израиля, перед которым я стоял» и оттуда «поехала и спустилась»… (подобно тому, как говорится про Тору в книге Танья: «поехала и спустилась»).
Но этот спуск был ради поднятия, подняться к Б-гу, откуда «была дана», к аспекту «чиста она», что выше аспекта «Ты ее сотворил», как она была прекреплена под «троном славы».
Подобно тому, как в примере, поднятие из глубокой ямы соответствует «выходу из Египта», поскольку выходит из теснин и ограничений, которые были до этого, выходит из ограничений и размеров ямы на поверхность земли. Однако поверхность земли также обладает размерами и ограничениями, и надо выйти также и из них. Как это было в самом Египетском изгнании по-простому, что поместили Йосефа в яму (здесь имеется ввиду весь Израиль, как сказано: «ведет как скот Йосефа»), в яму, в которую помещаются заключенные, а после этого освободили его оттуда, так что «вытащили из ямы» и, тем не менее, он продолжал находится под властью фараона в Египте. И даже то, что было сказано ему: «только трон возвысится над тобой», все-таки это трон фараона.
Также и «выход из Египта» - было несколько ступеней в освобождении, ступень за ступенью. В Рош аШоно евреи перестали работать на Египет. Затем наступил Рош хойдеш (новомесячье) нисан, месяца освобождения (как сказано: «в нисане освободились»), когда они получили заповедь освящения нового месяца. В самом месяце нисан было несколько ступеней в освобождении снизу вверх. Сначало была свобода новомесячья нисан, затем было «десятое нисана», добавление к свободе, когда осуществили приказ: «Потяните и возьмите себе», когда взяли овечку, бывшую египетским идолом, на глазах у египтян и привязали ее к кровати (как объясняется в другом месте). После этого добавилось свободы 14 нисана в полдень. После этого было добавление этой ночью. А затем, «в этот самый день» 15 нисана вышли сыновья Израиля из Египта, как сказано: «А сыновья Израиля выходят с поднятой рукой».
И это не только ступени свободы, а каждая ступень по отношению к предыдущей находится в аспекте «выхода из Египта», то есть, что предыдущая ступень является тесниной и ограничением по отношению к этой ступени.
Подобно тому, как это было у Йосефа, сначала он спускался с одного уровня на другой: «а Йосеф был спущен в Египет», затем был помещен в яму, в «глубокую яму»; затем вышел на свободу из ямы, а затем стал господином и правителем над всей землей Египетской. Как сказано: «без тебя (твоего разрешения) не поднимет человек руки и ноги во всей земле Египетской». И, тем не менее, даже эта свобода не была в полноте. Так что после этого могла возникнуть ситуация: «И встал новый царь … который не знал Йосефа». До того, что евреи были порабощены в Египте, сначала «мягкими устами», а затем по-просту тяжелой, разрушающей тело работой.

5.

И подобная идея присутствует в каждодневной работе человека. В том, что упоминаем о выходе из Египта ежедневно и «каждый день должен человек видеть себя, как будто он вышел из Египта».
То есть в ежедневном выходе из Египта, также существует множество ступеней. Сразу в начале дня человек говорит: «Мойде ани … » - «Благодарю я … », однако в этой фразе еще не упоминаются святые имена, поскольку он пока находится на таком уровне, когда не может их произносить. И, несмотря на то, что «вторая душа в Израиле - частица Б-га сверху в буквальном смысле» и произнесение «Мойде ани» - это благодарность за то, что «возвратил Ты мне душу мою» (после сна), тем не менее, не может человек произносить святые имена.
Причина этого заключается в том, что молитва является «лестницей, установленной в земле» (лестница, которую во сне видел Яаков с ангелами поднимающимися и спускающимися по ней, намекает на молитву), то есть, начало ее находится в аспекте «в земле», что еще ниже, чем просто земля (как пишет предыдущий ребе). Но также и далее, когда уже может упоминать святые имена, начало молитвы - «Благодарите Г-спода …» лишь в аспекте «благодарения - признания». А затем поднимается ступень за ступенью, достигая, в конце концов, уровня «а вершина ее (лестницы Яакова) поднимается в небеса». Поскольку каждая ступень по отношению к ступени, которая следует за ней, находится в аспекте теснин и ограничений, то необходимо выйти из них, и этот выход должен быть с «поднятой рукой».
И еще надо добавить, что это «поднятие в святом». И ступень, которой он достиг теперь, соответствет выходу из Египта по отношению к предыдущей. Она, в свою очередь, также становится ему тесной и ограниченной. И он чувствует, что это ограничение направлено против его существования. Поскольку его суть – «частица Б-га сверху в буквальном смысле» и должна быть в раскрытии, до такой степени, что будет руководить всеми его аспектами: мыслью, речью и действием, «всем сердцем, всей душой и всем существом».

6.

В этом и заключается смысл того, что сказано: «В каждом поколении должен человек видеть себя, как будто он вышел из Египта». И в «каждой строке» – в каждой ситуации, на каждой ступени накладывается на человека обязанность подниматься в святости и выйти из теснин и ограничений. И когда он поднимается еше на одну ступень, после этого он чувствует, что его теперешнее положение – новая теснина и ограничение, и необходимо выйти из Египта.
В общем, это причина того, что вспоминаем о выходе из Египта два раза в день, днем и ночью. Поскольку сменилась работа с аспекта ночи на аспект дня или с аспекта дня на аспект ночи (это идея спуск, однако не падение на самом деле, как объясняется в книге Танья в Хинух котон). Поскольку ночь соответствует аспекту: «И сделал мрак укрытием Себе … », и в результате этого спуска достигает такой ступени света, которой прежде не мог получить в виде света (раскрытия), а лишь в аспекте мрака и темноты (сокрытия света), то постоянно необходимо подниматься в служении и выходить из ограничений в нем и из его теснин.
И это то, о чем сказали мудрецы, благословенной памяти: «Я не был создан, но лишь служить моему Творцу» - по крайней мере, «Я создан служить своему Творцу». «Мой Творец» - это аспект мира Ацилус (как объясняется в другом месте на фразу: «Благословлен Творец твой»). Что мир Ацилус выше аспекта «Ты сотворил», выше миров БИ”А (Брия, Йецира и Асия), о которых сказано: «и оттуда разделяются» (про четыре реки выходящие из райского сада, что намекает на аспект разделения – ограничения, теснины). «Я создан служить своему Творцу», то есть постоянно должна быть работа по выходу из размеров и ограничений.
И это то, что «каждый день должен человек … » – «день» - выражение, означающее свет и раскрытие, как написано: «И назвал Все-вышний свет днем». И «каждый день» - означает в каждом раскрытии света, что светит, должна быть работа по выходу из теснин и ограничений, которые были до этого.
И теперь станет понятно, что именно имелось ввиду во фразе: «Чтобы помнил ты день своего выхода из Египта все дни жизни своей». Дело в том, что память влияет на «все дни жизни твоей». Поскольку даже теперь после выхода из предыдущих теснин и границ, он помнит, что его настоящее положение является «тесниной и ограничением» по отношению к завтрашнему дню. И поэтому необходимо выйти также из них. И когда эти идеи помнятся как следует, то они осуществляются. И на следующий день ночью, так как вспоминает о выходе из Египта, то и выходит в действии из теснин и ограничений.

7.

Эта работа еврея по выходу из Египта нуждается в помощи и поддержке сверху, поскольку узник не освобождает сам себя из тюрьмы. Как говорится: «Б-г Воинств, верни нас и освети лицо свое, и освободимся».
Объяснение этого стиха: Б-г – имя Все-вышнего «Элоким» - совпадает по числовому значению букв со словом «природа» (тева). То есть когда мы находимся состоянии «глубокой ямы», поскольку Элоким по числовому значению «природа», а также имя Элоким стоит во множественном числе, (подобно тому, как во фразе: «Создадим человека», «создадим» – множественное число, (что дает возможность для ошибки)). Но также в этом положении Б-жественность – «твоя (еврея) сила и твоя жизненность», потому что это «Б-г Воинств» – «Воинства», (как постановляет закон) является одним из святых имен (Все-вышнего). И называется Все-вышний так потому, что «знак Он в воинстве Его», (имя «Воинств» - «Цвокейс» – состоит из слов «ейс» - знак, буква и «цово» - воинство), то есть знак, который в каждом еврее (так слово «Исроель» расшифровывается как «Есть шестьсот тысяч букв в Торе») находится в раскрытии.
Если взглянуть более общо, эта идея заключается в том, что каждый еврей происходит из буквы «hей» имени Всен-вышнего Авайе. Кроме того, есть в нем все четыре буквы имени Все-вышнего, (как написано «Я, Все-вышний, Б-г твой», то есть имя Все-вышнего - это сила твоя и жизненность твоя - абсолютно каждого еврея). И посредством раскрытия этого аспекта (в форме) «пробуждения сверху», «верни нас», человек уже не является заключенным, и посредством этого «освети лицо Свое и освободимся».

8.

И еще более того, в завершение псалма: «Все-вышний (Авайе), Б-г Воинств, верни нас, освети лицо Свое и освободимся» (далее объяснение основывается на разнице двух похожих, на первый взгляд, стихов в начале и в конце псалма, сравни: «Б-г (Элоким) Воинств, верни нас и освети лицо свое и освободимся»). То есть привлекается (в раскрытие) также и имя Авайе, а не только «Б-г Воинств». А к тому же здесь сказано: «Освети, лицо Свое и освободимся», без разделительной «и» («и освети»).
Объяснение: в предыдущем посуке описывается ситуация, когда находятся "в глубокой яме", "Элоким" - числовое значание слова "природа", где пробуждение наверху и работа снизу разделены между собой разрывом. Пробуждение наверху только в начале процесса, «верни нас», обращение и «один час», находится только лишь в аспекте «голоса с неба», слышимого посредством «мазаля» (внутрений аспект, не одевающейся в тело), в душе. А затем следует ступень «освети, лицо», которую также душа, которая одевается в тело, слышит, поскольку приходит избавление «и освободимся».
Однако в завершении псалма, являющегося молитвой, сказано: «Да будут желанны тебе слова уст моих … Все-вышний - оплот мой и спасение мое» (как объясняется в «Мидраше тилим», что эта фраза сказана как вступление ко всей книги Псалмов), где как раз и говорится: «Все-вышний (Авайе), Б-г Воинств». То есть, в имя «Элоким» привлекается в раскрытии имя Все-вышнего «Авайе», так, что оно распространяется также в имя (Б-г) «Воинств» - «знак Он в воинстве Его», и здесь уже нет разделительного «и» между «верни нас» и «освети лицо свое». Поскольку «верни нас» само находится в аспекте «освети лицо свое», пробуждения высшей тщувы - высшего раскаяния посредством «и освободимся» вечным избавлением.

9.

И это также и по-простому:
Посредством работы по «выход из Египта», каждый день, дважды, днем и ночью, так как служение должно быть в этих двух формах – «день» и «ночь», как объяснялось выше (в маймаре «Понять идею поражений на коже»). Должно быть «стремление» и «возвращение», как написано: «И буду прохаживаться среди вас», что указывает на два вида хождения. И также сказано: «И поставлю тебя ходящими» - множественное число (вместо «ходящим»), и в обоих из них должен быть выход из Египта.
Это и есть подготовка и введение перед близким осуществлением обещания «и освободимся», освобождением вечным. То есть истинным и полным освобождением, которое будет вечным, поскольку не будет за нею более изгнания. И строительству Храма, который будет вечным, как написано: «Храм, который, Все-вышний, Ты построишь своими руками», вечное строение. И в скорости, в наши дни буквально, будет полное освобождение буквально, посредством праведного Мошиаха, который прийдет и поведет нас распрямленными в нашу землю, в истинном и полном освобождении и «Откушаем от наших жертв и наших Псохим (пасхальная жертва)».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов BenZion | Forum -> Иудаизм -> Хасидизм Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Protected by Anti-Spam ACP
Powered by phpBB © 2005 phpBB Group
Копирование материалов разрешено при указании ссылки на www.benzion.ru © 2005


  Rambler's Top100