Список форумов BenZion | Forum BenZion | Forum
BenZion.Ru | Гостевая | Каталог релизов
 
 FAQFAQ   Правила форумаПравила   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияPM: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Из посланий Любавичского Ребе к празднику Шавуот.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов BenZion | Forum -> Иудаизм -> Хасидизм
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Yosya
.:: Каббалист ::.
<span style='color:blue;'><b>.:: Каббалист ::.</b></span>


Возраст: 47
По гороскопу: Водолей
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 05.08.2006
Сообщения: 608
Откуда: Израиль


СообщениеДобавлено: 21 Мая 2007 16:50    Заголовок сообщения: Из посланий Любавичского Ребе к празднику Шавуот.
Описание:
Ответить с цитатой

Из посланий Любавичского Ребе к празднику Шавуот.

Смысл жизни – Тора и ее заповеди.

Вы не виновны в своем неверии, его вам внушали с детства. И если вы хотите понять иное мировоззрение, охватывающее все стороны новой для вас жизни, в первую очередь нужно избавиться от воспитанной в вас предубежденности. Откажитесь от навязчивого стремления искать в религии пороки и недостатки. Проявите интерес к ней, раскройте глаза и уши, читайте и спрашивайте. Не случайно наши мудрецы говорят: «Стесняющийся (задавать вопросы) не может преуспеть в учении».

Сегодня мы отмечаем Шавуот – праздник вручения Торы. Ваш рационалистический ум немедленно задается вопросом: а можно ли доказать, что Тора была дана с горы Синай Всевышним? Постараюсь ответить.

Когда вы совершаете какое-то действие, требующее, например, значительных усилий или денежных средств, вы не стремитесь, как правило, путем личной проверки обрести стопроцентную уверенность в результатах, а полагаетесь на опыт других людей. Проанализировав свое поведение, вы обнаружите: в жизни своей вы в основном полагаетесь не на собственные познания, а на опыт других людей – конечно, если у этих людей нет каких-либо мотивов для обмана. И чем больше свидетельств истинности чего-либо, тем охотней вы верите им. Более того, даже в вопросах жизни и смерти, например, при серьезной операции, вы доверяетесь оперирующему врачу только на том основании, что десять или двадцать лет назад он обучался у опытного хирурга и, как вы слышали, стал хорошим врачом. Особенно если люди единодушно утверждают – он лечил их успешно. Полагаясь на это, решаются на серьезную операцию, хотя и сам врач признает, что он все-таки может ошибиться.

В серьезных делах люди не ограничиваются свидетельством одного человека, а ищут подтверждения у многих. Подобная практика особенно распространена при уяснении событий прошлого. Хотя и невозможно проверить истинность того или иного события былых времен, тем не менее нормальный человек не станет сомневаться в идентичных утверждениях трех или четырех исследователей истории. А когда историки противоречат друг другу в частностях, признается истинным мнение большинства. И если оно весьма значительно – десять, сто или тысяча против одного – данное утверждение принимается в качестве неоспоримой истины.

Тора дана Всевышним с горы Синай – это не новость для нашей эпохи. Так передали нам родители, а они в свою очередь узнали об этом от своих родителей. От поколения к поколению восходит это предание к детям тех евреев, которые вошли в Обетованную Землю и узнали от своих родителей, вышедших из Египта, как они стояли у Синайской горы и слышали: «Я ваш Б-г...»

Исключено, чтобы слух об этом возник внезапно в одном из промежуточных поколений; не может быть, чтобы сотни тысяч людей договорились распространять молву о таком событии, как дарование Торы евреям. Безусловно, один говорил бы другому: «Что это еще за новость?» – и такой скептицизм неминуемо разрушил бы нашу веру.

В Талмуде говорится, что еще накануне исхода евреев из Египта Моше сказал: «Б-г обещал вручить нам Тору после освобождения из египетского рабства». Сыны Израилевы нетерпеливо ждали этого дня, они понимали: нет и не может быть подлинной свободы – и от угнетателей, и от собственных дурных наклонностей – без четкого свода законов справедливости и праведности. Но такие законы может дать только Создатель всего человечества; Он единственный знает, что для людей хорошо.

Тора содержит в себе руководство к жизни, ключ к пониманию нашего существования на протяжении всей истории человечества, ибо Тора вечна, как и Даровавший ее. Она не только сборник теоретических и философских основ, но и практический путеводитель, актуальный всегда и везде. Именно в Торе – в Письменном и Устном учениях – отчетливо указан смысл жизни человека на земле.

Мы не можем обрести настоящей свободы, если не обяжем себя соблюдать заповеди Его святой Книги. Как и наши предки на горе Синай, мы должны заявить: «наасе веншима» – будем исполнять и слушать! – только в этом случае мы обретаем свободу. Евреи в Египте решили принять Тору, чем заслужили право на свободу от рабства. То же самое относится и к нашим дням: возврат к Торе и соблюдение ее заветов даст нам истинное и полное освобождение уже сегодня.

«Каждый еврей, – говорит Рамбам, – обязан изучать Тору: беден ли он или богат, крепок ли телом или измучен болезнями, юноша он или старец, и даже бедняк, просящий у дверей, обязан установить часы для изучения Торы, ибо сказано: «Изучай ее днем и ночью».

Ежедневное изучение Торы жизненно важно не только для самого изучающего, но и для его домочадцев. Ибо тогда атмосфера дома пронизана атмосферой Торы и благоговения перед Всевышним.

Тремя венцами увенчан Израиль: венцом Торы, венцом священнослужения и царским венцом. Венец Торы величественнее остальных. И он приготовлен для каждого еврея. Всякий, кто пожелает, – придет и возьмет его. Ибо сказано: «Наследие она (Тора) обществу Яакова».

Наследник принимает все, что досталось ему в наследство, независимо от его личных качеств и положения в обществе; он удостаивается наследства лишь потому, что он – сын. Сказано: «сыны вы Всевышнего», и Тора дана вся как она есть в наследство каждому еврею. И не должен он допустить, чтобы Тора была забыта.


Творец и законы Вселенной.

Мне иногда задают вопрос: существуют ли веские доказательства, способные убедить скептиков в истинности существования Б-га, доказательства, которые не оставят даже и возможности сомнений. Для ответа на этот вопрос прежде всего необходимо уяснить его суть и дать точное определение терминам, которыми мы воспользуемся.

Доказательства существования чего-либо, как и само слово «существование», – понятия довольно расплывчатые; очевидно, что ребенок и ученый вкладывают в них различный смысл. В самом общем виде можно сказать: признается абсолютным и бесспорным, что любое действие предполагает и доказывает существование причин и источников этого действия. Обычно считают, что всякое явление само по себе указывает на факт существования некой действующей «силы», даже если этому нет прямых доказательств.

Примером может служить электрический ток. Человек обладает органами чувств: его зрение подтверждает существование света, слух – существование звука и т.п. Однако нет у человека органа, позволяющего увидеть силу электрического тока. Только наблюдая действие тока, например, свечение волоска спирали или движение стрелки электроприбора, мы приходим к выводу о существовании силы, называемой электричеством, увидеть которую – невозможно, но которая служит причиной наблюдаемого явления.

Я использовал этот пример потому что, факт существования электричества общепризнан и не вызывает сомнения. Можно привести и другие, еще более убедительные для скептиков примеры, поскольку они принимают за абсолютную истину предположение, что всякое действие вызвано реальной причиной, даже если это противоречит здравому смыслу.

Всеми, например, признается сила тяготения, чье происхождение никто не в состоянии объяснить. Ее подтверждает движение тел в пространстве, вызванное и упорядоченное необъяснимыми причинами; поэтому сила всемирного притяжения считается общепризнанной, хотя факт существования силы, непосредственно воздействующей на огромных расстояниях, не отвечает здравому смыслу. Попытка объяснить силу тяготения посредством тончайшего вещества – эфира – явно несостоятельна, ибо подобное вещество должно обладать столькими противоречивыми свойствами, что больший абсурд трудно себе представить.

Можно назвать еще одну гипотезу в области точных наук, также противоречащую здравому смыслу. Тем не менее все ученые принимают ее как нечто реальное, и, оставаясь не совсем понятной, она практически стала непреложной истиной для широких масс. Согласно этой гипотезе, материя есть не что иное как особая форма энергии. Таким образом открывается возможность превращения материи в энергию и наоборот, что опять же плохо постигается разумом.

Нельзя, однако, забывать, что неоднократно наблюдавшиеся совершенно необъяснимые явления оказываются весьма объяснимыми посредством подобной гипотезы, которая в итоге стала несомненным научным доказательством и была принята всеми в качестве аксиомы. Между тем, при «логическом» мышлении это кажется абсурдным.

Мне представляется очевидным, что доказательства истинности существования Б-га должны лежать в сфере понятий спрашивающего. Исходя из этого, можно привести не одно, а множество доказательств; и трудность отнюдь не в том, постигается ли существование Б-га разумом или противоречит ему.

Для человека, который пытается понять окружающий его мир и осмыслить происходящее в нем, разум не служит решающим фактором, поскольку любые доказательства обычно строятся по типу доказательств, определяющих повседневную жизнь каждого из нас.

Нет человека, который бы требовал от самого себя обязательной проверки логической основы любого действия или непроизвольного поступка. Все мы принимаем на веру свидетельства людей, изучавших данный вопрос, и только при опасении, что свидетельство ложно либо источник информации подвергся объективному или субъективному влиянию, ищем иных свидетельств. А при совпадении мнений большинства компетентных специалистов, мы безоговорочно верим, что доказательство неоспоримо и научно. Именно по этому принципу как отдельный человек, так и общество в целом решают многие проблемы, оставаясь вполне уверенными в их непререкаемой истинности.

То же самое относится к обсуждаемому нами вопросу.

Принятие Торы на горе Синай утверждалось из поколения в поколение как действительный факт, происшедший в присутствии шестисот тысяч мужчин, не считая женщин, детей и стариков.

И даже после того как евреи рассеялись по всему миру, версии этого исторического события дошли до нас тождественными во всех деталях. Да есть ли свидетельство более правомерное и точное, чем это?!

Есть и другого рода доказательство. Оно основано на упомянутой выше предпосылке, а именно: наблюдаемое действие или событие, а также их производные следствия позволяют установить существование источника явления. Следовательно, когда мы видим нечто организованное, состоящее из многих слаженно действующих частей, независимых друг от друга, мы приходим к неоспоримому выводу о наличии силы, расположенной вне этого, которая связывает и объединяет все части и одновременно властвует над ними.

Нечто подобное можно увидеть на полностью автоматизированной фабрике, где нет ни одного человека. Нам, разумеется, в голову не придет, что нет там незримого присутствия главного конструктора, регулирующего и объединяющего все механизмы с центральным управлением. Напротив, чем меньше заметна в работе фабрики рука человека, чем больше автоматизированы все ее действия, тем лучшее это свидетельство удивительных возможностей конструктора и совершенства его создания.

Если сказанное справедливо по отношению к фабрике, где речь идет о сотнях, тысячах или десятках тысяч деталей, тем естественнее думать об этом, созерцая наш мир – в дереве или камне, растениях или животных, не говоря уж об организме человека.

Наука наших дней утверждает, что каждое существо состоит из миллиардов атомов, а каждый атом в свою очередь – из множества еще меньших частиц. Казалось бы, малейшее нарушение в такой системе должно привести к невообразимому хаосу, однако мы видим удивительный порядок и поразительную слаженность между частицами мира малых величин (микрокосмос) и больших (макрокосмос).

Воспользуемся общепризнанно научным подходом к решению сложных проблем. Желая выяснить основы и закономерности определенной системы,

обычно начинают с выявления узлов, которые легче всего поддаются констатации и анализу. Постепенно, шаг за шагом, выявляют основные элементы системы и с уверенностью выводят: если большая часть системы управляется на основе определенных закономерностей, следовательно, и вся она подчиняется тем же законам. Здравый смысл вполне оправдывает предположение, что законы, действующие в большинстве случаев, справедливы и тогда, когда их невозможно выявить со всей очевидностью.

Распространив такой подход на все мироздание, мы все больше и больше убеждаемся в стройности и порядке, господствующих в природе. Это относится и к неживой материи, включая мельчайшие частицы микрокосмоса. Ядерной физикой установлено, что среди элементарных частиц (их более ста, согласно новейшим данным) царят удивительные гармония и совершенство, о которых никто и не предполагал. В таком упорядоченном мире несомненно и человек должен быть управляем – с определенной целью и согласно определенным закономерностям.

Рассуждая логически, мы неотвратимо придем к неизбежному выводу, что за чрезвычайно упорядоченной системой мироздания неизбежно должна стоять за все ответственная Высшая сила. Можно привести такое сравнение: когда мы видим книги, содержащие сотни страниц занимательной беллетристики или философской мысли, даже самое богатое воображение не выдвинет гипотезу, что пузырек с чернилами опрокинулся и случайным образом сформировал лежащую перед ним повесть.

Еще в меньшей степени можно допустить, что окружающая нас реальность с бесконечным числом атомов, молекул и частиц, удивительнейшим образом упорядоченных, возникла случайно. Само собой разумеется, что существует «Конструктор», «Творец», который согласует и связывает различные части мироздания в единое и гармоничное целое, в соответствии с системой законов, творимых и контролируемых им же.

Однако вся эта система лежит за пределами познания. Подобно нашему существованию, постижение наше – лишь бесконечно малая частица мироздания, и нелепо нам надеяться уразуметь пути Творца. Алогично и абсурдно отрицать Его существование только из-за нашей неспособности понять Его ограниченным разумом. Совершенно ясно – без какой-либо тени сомнения, – что существует «Конструктор», ответственный за все.

Предвижу обычный контраргумент, что все в этом мире происходит и управляется «по законам природы». Но это выражение, не заключающее в себе никакого объяснения, – лишь удобная форма описания существующего положения вещей, по которому все в природе происходит согласно определенным условиям.

Утверждать, что «законы природы» – есть некая независимая сущность, которая властвует над всем бытием, и что их, следовательно, тысячи, т.е. столько сущностей, сколько законов, – величайший абсурд.

Хочу подчеркнуть, что сегодня уже нет ученых, которые бы категорически утверждали нечто подобное.
(Как то в беседе Ребе привел высказывание Эйнштейна, которого однажды спросили, как он относится к религии. Эйнштейн ответил, что чем большее знание о мире дает ему наука, тем явственнее он видит руку Всевышнего, правящего Вселенной).
Таким образом, выражение «законы природы» – хотя оно просто, удобно и кратко отражает положение вещей и позволяет избежать повторов пространных объяснений простейших состояний – «природу» никак не объясняет.

По сути вопроса могу назвать еще одно – простейшее – доказательство, согласно которому можно жить и действовать ежедневно. Собираясь ко сну, мы готовим свои дела на завтра, хотя нет никаких разумных оснований утверждать, что наутро снова взойдет солнце и все в природе будет, как прежде.

Но поскольку мир по-прежнему управляется и идет обычным порядком на протяжении многих дней и столетий, мы уверены, что законы эти и завтра останутся теми же, и на этом основании спокойно готовимся к завтрашнему дню. Разве это не доказательство существования бессменного властителя всего сущего?!

Говорить о Вечном можно много, но я надеюсь, что сказанного вполне достаточно для размышлений и выводов. Ошибается тот, кто считает: для доказательства существования Творца необходимы особые доводы, тогда как существование Его творения не вызывает никаких сомнений. В действительности наоборот – Творец предваряет творение, и сущность Его Дел составляет основу Его созданий.

Все это довольно просто и доступно пониманию. Однако люди, как правило, страдают одним и тем же недостатком: им трудно принять простой довод именно в силу его простоты.

Несомненно одно: еврейская вера не диктуется доводами разума. Это чистая вера в управляющего миром Творца Вселенной, в Синайское Откровение, в Б-жественное происхождение Торы и ее заповедей.

_________________BenZion.Ru_________________
И спросил я у Машиаха: "Когда прийдет господин?"
И ответил он мне: "Когда распространится учение твоё, и раскроется в мире, и распространятся источники твои наружу..."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов BenZion | Forum -> Иудаизм -> Хасидизм Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Protected by Anti-Spam ACP
Powered by phpBB © 2005 phpBB Group
Копирование материалов разрешено при указании ссылки на www.benzion.ru © 2005


  Rambler's Top100