Список форумов BenZion | Forum BenZion | Forum
BenZion.Ru | Гостевая | Каталог релизов
 
 FAQFAQ   Правила форумаПравила   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияPM: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Новый цикл изучения Рамбама

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов BenZion | Forum -> Иудаизм -> Иудаизм: основы основ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
tchaim
Имеющий гешефт
Имеющий гешефт





Зарегистрирован: 25.01.2007
Сообщения: 119
Откуда: Питер


СообщениеДобавлено: 18 Июля 2007 00:53    Заголовок сообщения: Новый цикл изучения Рамбама
Описание:
Ответить с цитатой

Сегодня начался 26 цикл годового изучения Рамбама


Постановление Любавического Ребе изучать труды Рамбама каждый день вышло накануне Песаха в 1984 году. С тех пор этот обычай распространился среди евреев всего мира. Одной из целей этого является укрепление единства евреев, когда "единый народ" изучает "единую Тору" и соединяется с "единым Б-гом".

Единство евреев раскрывает понятие "единства" в мире, то есть, чтобы все люди мира знали, что Б-г один и един. Это является назначением человека. Но вначале евреи должны раскрыть аспект "единства" в себе.

Истинное единство, которое способно раскрыть "единство Его" в мире, появляется благодаря изучению "единой Торы". Её еще называют "Торой Истины", так как она была дана, чтобы принести мир и единство в этот мир.

И в частности, это достигается, когда сыны Израиля объединяются посредством изучения одной темы в Торе, и особенно когда изучение это происходит по книгам Рамбама. Ведь это изучение включает в себя все аспекты Торы. В идеале, весь еврейский народ должен это изучать - мужчины, женщины и дети.

Основная цель состоит в изучении объёмного труда Рамбама "Мишне Тора", но для того, чтобы даже малоподготовленные люди смогли присоединиться ко всем, Любавический Ребе постановил, что они должны изучать другую книгу Рамбама. Она гораздо меньше по объёму, но тоже включает в себя все заповеди Торы, и называется "Книга заповедей". Сам Рамбам называл ее введением к "Мишне Тора", ибо в ней он перечисляет и кратко объясняет все 613 заповедей Торы, которые более подробно рассматриваются в "Мишне Тора".

Те, кто изучают "Книгу заповедей", делают это в соответствии с порядком глав "Мишне Тора". Таким образом, все изучают одни и те же заповеди одновременно.


Цитаты других мудрецов
По вечерам, после молитвы, нужно изучать святого Рамбама, благословенной памяти. Ибо узнал я от своего святого учителя Баал Шемтова, благословенной памяти, что это помогает воспитать богобоязненность и уничтожать силы зла.

Магид из Мезрича


Каждый еврей обязан знать все 613 заповедей и их объяснения в том виде, как они были получены Моисеем на горе Синай.

Алтер Ребе - автор книг "Тания" и "Шулхан арух"


Сказали мудрецы, что всякий, кто изучает законы жертвоприношений в Иерусалимском Храме, как будто сам приносит жертву. Поэтому великая и важная обязанность - изучать все 613 заповедей, даже те из них, которые невозможно сейчас выполнять [из-за отсутствия Храма].

Хофец Хаим


Обязан человек пройти все 613 заповедей - действием, речью и мыслью. Поэтому нужно изучать Рамбама, который все объясняет.

Ор Цадиким

Стыдно будет нам, если будучи обязанными выполнять 613 заповедей, мы не будем знать, в чем они состоят. Поэтому завещал нам Моше Хасид каждый месяц читать 613 заповедей в книге Рамбама.
Сборник, составленный раввином Праги примерно 350 лет назад


Присоединятесь к изучению Рамбама

"Мишне Тора" : http://www.rambaminrussian.org/
"Книга заповедей" : http://moshiach.ru/zapovedi.php
Календарь изучения по три главы в день: http://moshiach.ru/rambam3.php

Подпишитесь на рассылку материалов по Торе
http://subscribe.ru/catalog/religion.torah
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
tchaim
Имеющий гешефт
Имеющий гешефт





Зарегистрирован: 25.01.2007
Сообщения: 119
Откуда: Питер


СообщениеДобавлено: 27 Июля 2007 00:23    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

Тут наткнулся в биографии Рамбама на его письмо:

В письме своему переводчику Шмуэлю бен-Иеhуде ибн-Тиббону он пишет:

"Мой день заполнен следующим образом. Я живу в Фостате, а султан находится в Каире. Я обязан каждое утро его навещать и, если он или его дети или кто-либо из обитательниц его гарема чувствуют себя нездоровыми, я не имею права оставлять Каир. Если же все нормально, то я успеваю вернуться в Фостат к обеду. Меня одолевает голод, но я нахожу приемную, заполненную народом, евреями и неевреями, знатью и простолюдьем, друзьями и недругами - пестрая смесь людей ожидает моего возвращения.

... Я слезаю с коня, мою руки, принимаю легкую закуску (единственный раз, когда я ем в течение 24 часов), иду к моим пациентам, обследую их неторопливо. Пациенты идут и идут до ночи, иногда еще позже. Я беседую с ними, даю им указания, но чувствую смертельную усталость, почти падаю, и, когда приходит ночь, я настолько истощен, что едва способен говорить.

... По этой причине ни один еврей не может побеседовать со мной в будний день. В субботу же после утренней молитвы приходит ко мне община. Я даю им указания на всю будущую неделю... До обеда мы учим вместе Тору и Талмуд, а затем они уходят. Некоторые из них вновь приходят и читают со мной вместе отрывки из книг, пока не наступает время вечерней молитвы. Так провожу я свою субботу."

http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=504
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
tchaim
Имеющий гешефт
Имеющий гешефт





Зарегистрирован: 25.01.2007
Сообщения: 119
Откуда: Питер


СообщениеДобавлено: 29 Июля 2007 03:49    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

Как проходила эволюция идолопоклонства по Рамбаму:

Глава первая

1. В дни Эноша люди совершили большую ошибку — мудрецы того поколения дали неправильный совет, и сам Энош был среди ошибившихся. Вот в чем была их ошибка: они решили, что раз Г-сподь создал звезды и небесные сферы для управления миром и поместил их в небесах, и наделил их почетом, и это верные слуги Его, приближенные к Нему — они достойны восхваления и возвеличивания, и воздавания им почестей. И это, якобы, соответствует желанию Г-спода, благословен Он, возвеличивать и воздавать честь своим приближенным, также как царь желает почтить своих слуг и придворных, что увеличивает славу самого царя.

2. Как только в их сердцах зародилась эта идея, начали они строить звездам храмы и приносить им жертвы, восхвалять и возвеличивать их словами, простираться ниц в их сторону — все это с целью исполнить желание Создателя, в их неверном понимании. С этого началось идолопоклонство.

3. Таким образом, идолопоклонники, знающие суть идолопоклонства, не утверждают, что эта конкретная звезда является Б-гом; об этом говорит Иермияу: «Кто не убоится Тебя, Владыка народов, как подобает Тебе? Ведь среди всех мудрецов мира и во всех царствах [известно, что] нет подобного Тебе. Но в одном они сделали ошибку и глупость — это деревянная чурка, наследие суеты» (Иермияу 10:7-Крутой. То есть, все знают, что только Ты — Б-г; но ошибка людей и проявление их глупости в том, что они считают эти ненужные действия выполнением Твоей воли.

4. (2) По прошествии многих дней среди людей появились лжепророки и стали говорить, что Г-сподь приказал им передать людям: служите некоей звезде, или всем звездам, приносите ей жертвы и возлияния так-то и так-то, постройте ей храм, сделайте ее изображение, чтобы поклоняться ему — весь народ, и женщины, и дети, и все остальные люди. И показывали людям некую форму, выдуманную ими самими, и говорили: вот изображение данной звезды, которое мне сообщили в пророчестве.

5. Так начали создавать изображения — в храмах, под деревьями, на вершинах гор и на возвышенных местах, собираться там и поклоняться им. Народу же внушали, что это изображение может принести зло или благо, и стоит ему служить и бояться его. Служители культа убеждали их: умножайте служение — будете иметь успех; делайте так-то и так-то, и не делайте так-то и так-то.

...

http://moshiach.ru/chitas/rambam3?day=1 ... &year=5767
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
tchaim
Имеющий гешефт
Имеющий гешефт





Зарегистрирован: 25.01.2007
Сообщения: 119
Откуда: Питер


СообщениеДобавлено: 30 Июля 2007 02:29    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

Тут вот еще про нас:

§4. Хотя повеление трубить в рог в Рош а-Шана - воля Всевышнего и потому не нуждается в дополнительном обосновании, оно содержит в себе намек. Трубный звук как бы зовет:

«Восстаньте от сна своего, пробудитесь от дремоты своей, обдумайте свои поступки; вернитесь ко Всевышнему с раскаянием и вспомните о Творце вашем! Вы, забывшие об истине в повседневной суете, погруженные весь год в тщету и бессмыслицу, которые не приносят пользы и спасения, - позаботьтесь о душах ваших и исправьте поступки и деяния ваши! И да оставит каждый из вас свой грешный путь и замысел недобрый».

Поэтому каждый человек на протяжении всего года должен относиться к себе так, будто его заслуги и провинности уравновешивают друг друга, и ко всему миру так, как будто заслуги всех его обитателей уравновешены провинностями, и если совершит он даже один грех, то будет способствовать перевесу греха и в себе самом, и во вселенной, и это приведет к гибели всего мира. Сделает он хотя бы одно доброе дело - и в нем самом, и во вселенной добро перевесит зло и придет спасение и избавление для всего мира. Об этом сказано: «Праведник - основа мироздания» (Мишлей, 10:25) - то есть тот, кто оправдал себя, способствовал перевесу добрых дел в своих поступках, дал перевес добру над злом во всем мироздании.

Поэтому у евреев принято усердствовать в совершении добрых дел, в раздаче милостыни и исполнении заповедей в дни от Рош а-Шана до Йом-Кипур более, чем во все остальные дни года. И принято в эти дни вставать по ночам, собираться в синагогах и до рассвета возносить Всевышнему мольбы и покаянные молитвы.

...

Также и все грешники, чьи провинности перевешивают их заслуги, наказываются за свои проступки, но получают удел в грядущем мире, несмотря на то, что согрешили, ибо у всех сынов Израиля есть доля в нем, как сказано: «И (сыны) народа твоего - все праведны навечно получат в наследие землю» (Йешаяу, 60:21). Здесь «земля»- символ «земли Жизни» - грядущего мира. Благочестивые из неевреев тоже удостоятся удела в грядущем мире.

...

§9. Есть две категории отступников: отвергающие одну заповедь и отступившие от всей Торы в целом. Отвергающий одну заповедь - это тот, кто постоянно сознательно нарушает какую-либо заповедь, так что об этом стало известно всем, и он привык поступать там, даже если это нарушение не является тяжким (например, тот, кто постоянно надевает одежду, сотканную из шерстяных и льняных нитей, или тот, кто полностью остригает волосы на висках), и ведет себя так, как будто этой заповеди для него не существует. Такой человек. называется отступившим от этой заповеди в том случае, если он поступает так не из-за того, что не может побороть в себе желание, a из упрямства, нежелания подчиниться воле Всевышнего. Отступивший от Торы в целом - это, например, тот, кто переходит в иную веру во времена гонений на евреев и присоединяется к неевреям, говоря: «К чему мне быть с евреями, презренными и преследуемыми; не лучше ли мне быть среди тех, в чьих руках сила?» Такой человек - отступник.

§10. Введшие в грех многих людей несут ответственность вне зависимости от того, был ли этот грех тяжким - как в случае с Йоровамом, Цадоком и Байтосом, или легким; заставили ли они людей грешить, как это делал Менаше, который прибегал к убийству, чтобы принудить Израиль служить идолам, или ввел народа заблуждение и соблазн, как Йешуа.

§11. Тот, кто исключает себя из народа, хотя и не нарушат закон, а только отделяет себя от общины Израиля, не выполняет заповедей вместе с ними, не разделяет с ними горе, не постится, когда они постятся, но идет своим путем как один из неевреев, как будто он не из числа евреев, - не имеет удела в грядущем мире. Тот, кто дерзко и бесстыдно творит зло, как это делал Йеояким, вне зависимости от того, было ли его преступление легким или тяжким, - лишается удела в грядущем мире. Такого человека называют проявляющим бесстыдство по отношению к Торе, ибо он нагло, не стесняясь нарушает еe заповеди.

§12. Есть две разновидности доносчиков: тот, кто предает своим доносом ближнего в руки неевреев на смерть или страдания, и тот, кто выдает неевреям (или деспоту, который приравнивается к ним) имущество ближнего. Оба доносчика не имеют удела в грядущем мире.

§13. Стоящий во главе общины и проявляющий жестокость к ней не во Имя Всевышнего, - это тот, кто заставляет людей боятся его, и делает это из гордыни или ради выгоды, как поступают владыки-неевреи.

...

http://moshiach.ru/rambam3.php
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
tchaim
Имеющий гешефт
Имеющий гешефт





Зарегистрирован: 25.01.2007
Сообщения: 119
Откуда: Питер


СообщениеДобавлено: 31 Июля 2007 00:48    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

Законы о тшуве

Глава 4

§1. Двадцать четыре греха препятствуют раскаянию; четыре из них - великие грехи, и тому, кто совершил один из них. Святой Творец, благословен Он, не предоставляет возможности раскаяться - в наказание за великий грех. Сюда относятся:
а) тот, кто ввел в грех многих людей - в частности, помешавший им выполнить предписывающую заповедь;
б) совращающий ближнего с праведного пути – как, например, тот, кто призывает к идолопоклонству;
в) видящий что сын его идет дурным путем, и не препятствующий ему в этом, ведь сын находится во власти отца, и если бы отец противодействовал дурным поступкам сына, тот бы больше не совершил их; следовательно, отец, который не делает этого, как бы вводит сына в грех. То же относится ко всякому, кто мог отвратить от греха одного человека или многих людей, но не сделал второго и позволил им грешить;
г) тот, кто говорит: «Согрешу - а потом раскаюсь»; сюда относится и говорящий: «Согрешу - а Йом-Кипур искупит».

§2. Пять грехов воздвигают препятствия на пути к раскаянию для тех, кто совершил их. К этим людям относятся:
а) отделяющий себя от народа - ибо когда община раскается в своих грехах, его не будет с ней, и в будущих ее заслугах у него не будет доли;
б) тот, кто не признает слов мудрецов - это заставляет его обособится от них, и некому наставить его на путь раскаяния;
в) тот, кто пренебрегает заповедями - так как они презренны в его глазах, он не стремится исполнить их, а если он не будет исполнять их, как же он удостоится раскаяния;
г) проявляющий неуважение к своим учителям - это заставляет их удалить его от себя, как были удалены Йешуа и Гейхази; в отдалении же от мудрецов он не найдет учителя который наставил бы его на путь истины;
д) тот, кто не терпит укоров - он закрывает для себя путь к раскаянию, ибо обличение грехов побуждает совершившего их к раскаянию. Когда человеку указывают на его проступки и стыдят его - он раскаивается в них. Так написано в Торе о том, как Всевышний обличал Израиль: «Помни, не забывай, как гневил ты Г-спода...» (Дварим, 9:7); «Непокорны вы были...» (Дварим, 9:7); «И не дал вам Г-сподь сердца разумного» (Дварим, 29:3); «Народ неблагодарный и неразумный» (Дварим, 32:6). Так Йешаяу обличал евреев, говоря: «О, грешный народ!» (Йешаяу, 1:4); «Знает бык хозяина своего, Израиль же не знает» (Йешаяу, 1:3); «Ибо знаю Я, что упрям ты, шея твоя - железо, лоб твой - медь» (Йешаяу, 48:4); « И так повелел ему Б-г обличать грешников, как сказано: «Кричи во весь голос, не переставая, поведай народу Моему о грехах их» (Йешаяу, 58:1). Так и все пророки обличали Израиль, пока он не раскаялся. Поэтому каждой общине Израиля следует избрать для себя человека мудрого, преклонных лет, благочестивого с детства и всеми любимого, чтобы он обличал грешников и призывал их к раскаянию. Но тот, кто не терпит, когда его обличают, не придет к этому мудрецу, не станет слушать его и не раскается в своих грехах, ибо в его глазах они - достойные деяния.

§3. Пять грехов нельзя искупить полностью, ибо это - грехи перед человеком, который неизвестен согрешившему, и виновный в них не может разыскать обиженного, чтобы возместить ему убыток или попросить прощения. К таким грешникам относятся:
а) проклявший многих людей, а не какого-то определенного человека, у которого он мог бы попросить прощения;
б) получающий долю от воровской добычи - ему неизвестно, кому принадлежит имущество, полученное им от вора: ведь тот крадет у разных людей и приносит ему; кроме того, он поддерживает преступника и способствует совершению им греха;
в) тот, кто находит пропажу и, хотя следует объявить о находке, чтобы вернуть ее хозяевам, не делает этого; если впоследствии он раскается, то не сможет найти того, кому ему следует вернуть найденное;
г) тот, кто пользуется отнятым у бедняков, сирот и вдов; эти обездоленные люди никому не известны, скитаются из города в город и нет у них знакомых; поэтому невозможно найти пострадавших, чтобы вернуть им отнятое;
д) тот, кто берет взятку, чтобы судить лицеприятно; он не может возместить причиненный ущерб, потому что не в состоянии оценить, до какой степени нарушил справедливость, - ибо принятое им решение не является очевидно несправедливым, имея под собою определенные основания, а выяснить, на чьей стороне истина, возможно лишь тщательно взвесив все обстоятельства дела, но полученная им мзда лишает его необходимой для того беспристрастности); кроме того. он потворствует дающему взятку и вводит его в грех.

§4. Пять грехов, совершив которые, трудно раскаяться в них, ибо в глазах большинства людей это - легкие нарушения, и человек, совершающий их, полагает, что не грешит. К числу таких грешников относятся:
а) гость, участвующий в трапезе, когда еды не хватает и самим хозяевам, - в этом есть что-то от грабежа, но поступающий так думает, что не согрешил, говоря: «Разве я ел без их разрешения?»
б) тот, кто пользуется залогом бедняка (бедняк обычно дает в залог какой-нибудь простой инструмент - топор, например, или мотыгу), говоря: «Эти предметы не портятся от употребления, и я не наношу их хозяину ущерба»;
в) тот, кто разглядывает запретную для него женщину, говоря себе: «Разве я вступил с ней в связь или хотя бы прикоснулся к ней?» Он не понимает, что это - великий грех и влечет за собой прелюбодеяние, как сказано: «И не будете вы блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими» (Бемидбар, 15:39);
г) тот, кто ищет почета для себя за счет позора другого человека и думает, что не согрешил, - ведь тот не присутствовал при этом и не подвергся позору; и вообще он не стыдил ближнего, а лишь сопоставил свои добрые дела и свою мудрость с его делами и его мудростью, чтобы присутствующие сами пришли к заключению, что он достоин почета, а ближний - презрения;
д) тот, кто подозревает достойных людей. Он говорит в сердце своем: «Чем я повредил ему? Ведь я не утверждал, что этот человек совершил грех, а лишь выразил предположение, что он мог это сделать». И ему не приходит в голову, что это грех - смотреть на праведного человека как на грешника.

§5. Пять грехов, совершив которые, человек снова постоянно тянется к ним, ибо ему трудно от них отказаться, поэтому следует остерегаться этих грехов, порождающих в людях дурные качества. Эти грехи: сплетничество, злоязычие, гнев, зломыслие и дружба со злодеем, ибо от него можно научиться дурным поступкам, которые запечатлеются в его душе. Об этом сказал Шломо: «Тот, кто общается с глупцами, сам станет грешником» (Мишлей, 13:20). Мы уже писали в «Законах об этике» о тех качествах, которые должен вырабатывать в себе человек; к раскаявшемуся грешнику это относится в особенности.

§6. Хотя все упомянутые грехи и подобные им препятствуют раскаянию, они не делают его невозможным, и если человек все-таки раскаялся, то он возвращается ко Всевышнему и удостаивается удела в грядущем мире.

Законы о тшуве

Глава 5

§1. Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником - ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником - у него есть и такая возможность. Об этом сказано в Торе: «Вот, человек стал единственным; от него - познание добра и зла» (Брейшит, 3:22) - то есть, человеческий род - единственный в мире, обладающий способностью самостоятельно, своим собственным разумом и сознанием, познавать добро и зло и поступать, как он того пожелает, и никто не помешает ему творить добро или зло. И поэтому далее сказано: «Как бы не простер он руку...» (Брейшит, 3:22).

§2. Да не придет тебе на ум, о чем говорят глупцы из других народов и большинство невежественных евреев: что Всевышний решает перед тем, как человек появляется на свет, кем тому быть - праведником или злодеем. Это неверно. Всякий может стать праведником, как Моше-рабейну, или злодеем, как Йоровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым и так далее. И нет никого, кто бы заставлял его, или решал за него, или влиял на выбор им одного из двух путей, - лишь он сам, по своему разумению, направляется по тому пути, который изберет. Об этом сказал Ирмияу: «Из уст Всевышнего не исходит повелений о зле и добре» (Эйха, 3:3Крутой - то есть Творец не заставляет человека быть праведным или грешным. А раз так - преступник сам виноват в своей греховности, и потому ему подобает плакать и скорбеть о том, что сделал он со своей душою; поэтому сказано далее: «О чем будет скорбеть живой человек? Муж пусть скорбит о грехах своих» (Эйха, 3:39). Продолжая свою мысль, Ирмияу говорит, что так как нам дана была свобода воли и мы по своему усмотрению совершили все эти злодеяния, нам следует вернуться с раскаянием ко Всевышнему, оставить свой дурной путь - ведь и сейчас наша воля свободна; об этом говорится далее: «Обдумаем свои поступки, и исследуем их, и вернемся к Г-споду» (Эйха, 3:40).

§3. Этот принцип имеет основополагающее значение для всей Торы и всех заповедей, как написано: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня жизнь и добро, смерть и зло» (Дварим, 30:15) . И еще сказано: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим, 11:26) - то есть, выбор в ваших руках, и все, что человек пожелает, он может совершить - любой из возможных поступков, хороший или дурной. И поэтому сказано: «О, если бы ваши сердца так трепетали предо Мною все дни!» (Дварим, 5:26) - то есть Творец не заставляет людей делать добро или зло и не решает это за них, но сердца людей - в их власти.

§4. Если бы Б-г решал, быть человеку праведником или грешником, или если бы была какая-либо причина, которая от рождения человека влекла его по какому-то определенному пути, или вынуждала его принять определенный образ мыслей, или определяла его моральные качества, - как фантазируют об этом глупцы-астрологи - как же (Всевышний) мог бы отдавать человеку повеления через пророков: «поступай так-то», «не поступай так-то», «исправьте пути ваши», «не поддавайтесь злому началу в себе»? Ведь, по их мнению, или все это было предопределено, когда человек появился на свет, или заложенные в нем природные качества неодолимо влекут его к этому. Какой смысл имела бы тогда вся Тора? По какому праву и по какой справедливости наказывается грешник или вознаграждается праведник? Неужели Судья всей земли не рассудит? Ты можешь удивиться и спросить: «разве человек может поступать как пожелает, разве действия его зависят от него самого, разве может что-либо произойти в мире без дозволения Творца, без того, чтобы была на то Его воля? Ведь написано: «Все, что пожелает, делает Г-сподь на небе и на земле» (Теилим, 135:6). Знай, что все - по воле Его; пожелал Создатель, чтобы огонь и воздух стремились вверх, а вода и земля - вниз, небесные сферы вращались и все творения в мире обладали свойствами, которыми Ему было угодно наделить их; точно так же пожелал Он, чтобы воля человека была свободной и он был бы властен над всеми своими поступками, и чтобы ничто не вынуждало его к определенным действиям и никакая сила не влекла его к ним; но чтобы он сам, руководствуясь разумом, данным ему Б-гом, совершал все, что человек в силах совершить. И потому он судим за дела свои: если делает добрые дела - вознаграждают его, если творит зло - карают. Об этом говорили пророки: «Из-за вас самих было так» (Малахи, 1:9), «Они сами избрали свой путь» (Йешаяу, 66:3). И об этом сказал Шломо: «Радуйся, юноша, юности своей... но знай, что за все это приведет тебя Б-г на суд» (Коэлет, 11:9) - то есть знай, что тебе дана возможность поступать как вздумается, и потому ты в будущем дашь ответ перед судом.

§5. Если спросишь ты: «Ведь Святому Творцу, благословен Он, ведомо все, что произойдет, еще до того, как это случилось. Знает ли Он, что человек станет праведником или грешником? Если предположить, что Он знает, что человек будет праведником, то получится, что тот не может не стать праведником; если допустить, что, хотя Ему и известно, что человек будет праведником, человек может все-таки стать грешником - то это не истинное знание». Знай, что ответа на этот вопрос не вместят все земные просторы и вся ширь морская; он включает в себя множество основополагающих законов и понятий, высоких, как огромные горы. Однако ты должен знать и понимать следующее; как мы уже объясняли во второй главе «Законов об основных принципах Торы», Святой Творец, благословен Он, знает обо всем, но знание это не является чем-то отличным от Него, как у людей, которые не тождественны своему знанию, но Он, да превознесено будет Его Имя, и Его знание - тождественны. Человеческий разум не в состоянии по-настоящему понять это так же как невозможно постичь сущность Самого Творца: «Не может узреть Меня человек и остаться в живых» (Шмот, 33:20), - так невозможно постичь и сущность знания Создателя. Об этом сказал пророк: «Не Мои мысли - ваши мысли, и не пути ваши - Мои пути» (Йешаяу, 55:Крутой. И по этому нам невозможно понять, каким образом Всевышний знает обо всех творениях и обо всем происходящем, но мы должны твердо знать, что поступки человека - в его собственных руках, и Всевышний не принуждает его и не решает за него, поступить ли ему так или иначе. И не только предание учит нас верить в этот принцип; он убедительно доказуем с помощью логики. И поэтому говорили пророки, что человека судят за все его поступки, хороши они или дурны. И это - основополагающий принцип, на котором зиждутся все слова пророков.

http://moshiach.ru/chitas/rambam3?day=1 ... &year=5767
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
tchaim
Имеющий гешефт
Имеющий гешефт





Зарегистрирован: 25.01.2007
Сообщения: 119
Откуда: Питер


СообщениеДобавлено: 02 Августа 2007 14:16    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

Чтобы не забыть о Рамбаме и наступающих осенних праздниках, кстати с 15 ава начинают желать друг другу "хорошей записи и печать в книгу жизни" - ктива вехатима това!!!

Законы о тшуве

Глава 7

§1. Так как человек обладает свободой воли, как мы объясни ли - он должен стараться раскаяться и очистить себя от грехов, чтобы закончить жизнь раскаявшимся и удостоиться удела в грядущем мире.

§2. Человек должен постоянно представлять себе, что смерть его близка, чтобы, если его постигнет внезапная смерть, он не умер грешником. Поэтому следует сразу же (после совершения греха раскаяться в нем и не следует говорить: «Когда состарюсь - покаюсь», ибо, может быть, он умрет, не достигнув старости. Об этом сказал Шломо в своей мудрости: «Всегда да будут твои одеяния белы» (Коэлет, 9:Крутой.

§3. И не думай, что раскаиваться следует только в преступных действиях: блуде, грабеже, воровстве. Как человек должен раскаиваться в этих преступлениях, так он должен искать в себе дурные черты характера и привычки и исправлять их: гнев и враждебность, зависть и соперничество, насмешничество, жажду денег или почета, чревоугодие - во всем подобном следует раскаиваться. Эти привычки тяжелее преступных деяний тем, что человеку, погрязшему в них, труднее прийти к раскаянию. И так сказано: «Да оставит грешник путь свой, и злодей - замыслы свои» (Йешаяу, 55:7).

§4. Да не подумает раскаявшийся грешник, что достоинство праведников для него недостижимо из-за злодеяний, совершенных им, - не так это. Напротив, он любим своим Творцом и желанен Ему, как будто никогда в жизни не грешил. Более того: его ожидает великая награда - ведь он вкусил сладость греха, но отошел от него и преодолел свое влечение к нему. Сказали мудрецы: «Там, где стоят раскаявшиеся, совершенные праведники не могут стоять». То есть, достоинство раскаявшегося выше, чем достоинство тех, кто никогда и жизни не грешил, ибо его борьба со своими желаниями была тяжелее их борьбы.

§5. Все пророки призывали к раскаянию, и Израиль удостоится избавления только благодаря раскаянию. Обещала Тора, что в последние времена Израиль вернется ко Всевышнему) в конце изгнания своего и сразу же будет спасен, как сказано: «И да будет, когда исполнятся для тебя все слова эти - благословение и проклятие, которые Я предложил тебе, - возвратишься ты (ко Мне всем сердцем своим, находясь) в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И вернешься ты к Г-споду, Б-гу твоему... и возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих, и смилуется над тобой; и вновь соберет тебя из среды всех народов, куда изгнал тебя Он, Г-сподь, Б-г твой» (Дварим, 30:1-3).

§6. Велико раскаяние, ибо оно приближает человека к Шхине, как сказано: «Вернись, Израиль, к Г-споду, Б-гу твоему» (Ошейа, 14:2), и сказано: ««И не вернулись вы ко Мне», - изрек Г-сподь» (Амос, 4:6). И сказано: «Если ты вернешься, Израиль, - изрек Г-сподь, - ко Мне вернешься». То есть, если ты раскаешься, то прилепишься ко Всевышнему. Раскаяние приближает далеких: вчера был человек нелюбим Всевышним, отвратителен Ему, отдален от Него и мерзок; сегодня - любим, желанен, близок ко Всевышнему, друг Его. Так ты находишь, что в тех же выражениях, какими говорит Святой Творец, благословен Он, об удалении грешников. Он говорит и о приближении раскаявшихся, как отдельных людей, так и всей общины: ««И будет: вместо того, что говорилось о них: «Вы - не Мой народ», будет о них сказано: «Сыны Б-га живого» (Ошейа, 2:1). Сказано о Йехонияу, когда он был грешен: «Напишите: человек этот бездетным будет, муж, которому не будет удачи в жизни...» (Ирмияу, 22:30); «Даже если бы Конияу, Йехонияу сын Йеоякима, царь Иудеи, был бы печатным перстнем на Моей правой руке, Я бы и оттуда сорвал тебя» (Ирмияу, 22:24). Когда же он в изгнании раскаялся, сказано Зрубавелю, его потомку: «В тот день, - изрек Г-сподь Воинств, - возьму тебя, Зрубавель, сын Шальтиэля, раба Моего, - изрек Г-сподь Воинств, - и надену тебя как печатный перстень на перст Мой» (Хагай, 2:23).

§7. Как велико достоинство раскаяния! Вчера был отделен человек от Г-спода, Б-га Израиля, как сказано: «Грехи ваши отделяют вас от Г-спода, Б-га вашего» (Йешаяу, 59:2). Вопиет, но ему внемлют, как сказано; «Даже если вы будете умножать молитвы ваши, Я не прислушаюсь» (Йешаяу, 1:16). Исполняет заповеди и их отвергают, как сказано: «Кто просил этого от вас - топтать дворы Мои?» (Йешаяу, 11:12); «О, если бы кто-нибудь из вас закрыл врата Храма, чтобы не озаряло пламя Мой жертвенник понапрасну; неугодны вы Мне и приношение не желаю принимать из ваших рук» (Малахи, 1:10); «Заберите свои жертвы всесожжения и мирные жертвы и ешьте мясо» (Ирмияу, 7:21). Сегодня прилепился он к Шхине, как сказано: «А вы, прилепившиеся к Г-слоду, Б-гу вашему, живы вы сегодня» (Дварим, 4:4), молится и сразу же удостаивается ответа, как сказано: «И будет: прежде, чем они воззовут - Я отвечу» (Йешаяу, 65:24), делает добрые дела и принимают их благосклонно и радостно, как сказано: «Ибо угодны стали уже Б-гу твои деяния» (Коэлет, 9:7), более того. они желанны Ему, как сказано: «Будет желанен Г-споду дар Иудеи и Иерусалима, как это было в древности, как в прежние годы» (Малахи, 3:14).

§8. Возвратившиеся ко Всевышнему должны быть смиренны и предельно скромны. Если глупец стыдит их за их прежние дела: «Вчера ты поступал, так-то, вчера говорил то-то» - не должны они обращать на него внимания, но - слушать, радуясь и зная, что это на благо им, ибо всякий раз, когда человек испытывает стыд за прежние поступки, заслуга его возрастает и достоинство увеличивается. Большой грех - говорить раскаявшемуся: «Вспомни о своих прежних деяниях», рассказывать о них в его присутствии, чтобы устыдить его, говорить о поступках, подобных тем, которые он совершал, чтобы напомнить ему о них, - все это запрещено наряду с другими видами оскорбления словом, как сказано: «Не оскорбляйте друг друга» (Ваикра, 25:17).

Законы о тшуве

Глава 8 §1. Благо, предназначенное праведникам - жизнь в грядущем мире. Жизнь, не прерываемая смертью, добро, не смешанное со злом. Об этом написано в Торе: «Чтобы удостоился ты блага и продлились дни твои» (Дварим, 22:7). Предание учит: «Чтобы удостоился ты блага» - в мире, где царит благо, «и продлились дни твои» - в мире, где царит бессмертие, то есть, в грядущем мире. Награда праведникам состоит в том, что они удостоятся этого блаженства и счастья. Наказание злодеев - в том, что они не удостоятся этой жизни, но будут истреблены и погибнут. И всякий, кто не удостаивается этой жизни, умирает, не обретая бессмертия, истребляется за свое злодейство и гибнет как животное. Это истребление души, о котором сказано: «Истреблена (икарет тикарет) будет та душа», (Бемидбар, 15:31) и предание учит: истреблена («икарет») - в этом мире, истреблена («тикарет») - в грядущем. То есть душа после того, как покинет этот мир, отдалившись от тела, не удостоится жить в грядущем мире. §2. Грядущий мир нематериален и бестелесен. Там обитают бесплотные души праведников, подобные ангелам-служителям. И раз этот мир нематериален - то, значит, не едят там и не пьют. Нет там ничего из того, что свойственно человеческому телу в этом мире. И те состояния, в которых человек бывает в этом мире, отсутствуют там: там не сидят, не стоят и не спят, не умирают, не печалятся и не смеются, и т.д. Так говорили мудрецы древности: «В грядущем мире на едят, не пьют и не совокупляются - но праведники восседают с коронами на челе и наслаждаются сиянием Шхины» (Брахот, 17а). Из этих слов видно, что грядущий мир бестелесен, раз сказано, что не едят там и не пьют. А то, что сказано там - «праведники восседают», - лишь образное выражение, означающее, что они пребывают в покое, не зная тягот. Так и слова «с коронами на челе» означают, что мудрость, которой они достигли в земном мире и благодаря которой удостоились грядущего мира, венчает их, как корона - чело. О той же короне говорит Шломо: «Посмотрите на корону, которой его увенчала мать его» (Шир а-Ширим, 3:11). И это нематериальная корона ведь сказано: «И вечная радость на их челе» (Йешаяу, 51:11), хотя и радость - не материальный предмет, которым можно было бы увенчать чело. Так и корона, о которой говорится здесь - мудрость. Что же означают слова «наслаждаются сиянием Шхины», - то, что постигают праведники истинную сущность Святого Творца, благословен Он, которую было невозможно постичь, пребывая в грубом и бренном теле. §3. Душа, о которой говорится здесь, - не животворная душа, связанная с телом, но нематериальная форма, представляющая собой разум, постигающий Творца, насколько это возможно, постигающий сущность ангелов и отвлеченные идеи. Эта форма, которую мы описали в четвертой главе «Законов об основных принципах Торы», и именуется душой, когда говорится о жизни в грядущем мире. Жизнь эта, не прерываемая смертью, ибо смерть постигает лишь тело, именуется «узлом жизни» (Шмуэль I, 25:29). Это награда, выше которой нет, благо, выше которого нет, и о ней мечтали все пророки. §4. Жизнь эту называли разными именами: Гора Г-сподия (Теилим, 24:3), Святая Обитель Его (Теилим, 24:3), Святой Путь (Йешаяу, 35:Крутой, Дворы Г-спода (Теилим, 93:14), Шатер Г-спода (Твгилим, 15:1), Блаженство, дарованное Г-сподом, Дворец Г-спода (Теилим, 5:Крутой, Врата Г-спода (Теилим, 118:20); мудрецы иногда называют ее Трапезой, а обычно - Грядущим Миром. §5. Наказание, тяжелее которого нет, - в том, что истребится душа и не удостоится той жизни, как сказано: «Истребится та душа, грех ее - на ней» (Бемидбар, 15:31). Эту погибель называют пророки Колодцем Погибели, Огнем, Пиявкой и другими словами, символизирующими гибель и разрушение, ибо это погибель необратимая и разрушение, невосстановимое вовек. §6. Может быть, тебе покажется описанное вознаграждение ничтожным, и ты решишь, что истинной наградой человеку, исполняющему заповеди и достигшему совершенства на путях истины, может быть лишь возможность наслаждаться едой и питьем, любовью прекрасных женщин, одеваться в великолепные одежды и жить во дворцах из слоновой кости, пользоваться золотой и серебряной утварью и так далее, как это представляют себе эти глупые и сладострастные арабы. Люди же разумные и наделенные знанием понимают, что все эти наслаждения - суета и пустое; и представляются нам эти вещи великим благом только потому, что все они нужны телу, и душа желает их и стремится к ним лишь ради тела, чтобы было оно здоровым и ни в чем не нуждалось; но если тела нет - нет и всех этих желаний. Великое благо, которым душа будет наслаждаться в грядущем мире, совершенно невозможно постичь, находясь в этом мире; ибо здесь нам ведомы лишь наслаждения тела, и только к этому мы стремимся. А это великое блаженство души в грядущем мире можно лишь образно уподоблять наслаждению тела от еды и питья; но на самом деле то блаженство непостижимо, несравнимо и несопоставимо ни с чем. Об этом сказал Давид: «Сколь велико благо Твое, которое Ты предназначил тем, кто боится Тебя, уготовил полагающимся на Тебя» (Теилим, 31:20). §7. Как жаждал Давид жизни в грядущем мире! Погиб бы я, если бы не верил, что увижу благо Г-спода в Земле Жизни» (Теилим, 27:13). Уже объяснили мудрецы древности, что человеку невозможно постичь блаженство грядущего мира и что никому, кроме Святого Творца, благословен Он, непостижимы эта красота и величие этого блага. И все пророчества о счастье, которое ожидает Израиль в будущем, говорят лишь о телесном благополучии Израиля в дни Мошиаха, когда Израиль обретет самостоятельность. Но благо грядущего мира несравнимо ни с чем и о нем не говорили пророки, чтобы не принизить его уподоблением земным благам. Об этом сказал Йешаяу: «Никто кроме Тебя, Г-сподь, не видел того, что Ты уготовил надеящимся на Тебя» (Йешаяу, 64:3), - то есть, благо, которое не было явлено ни одному пророку и которое зримо лишь Б-гу, - предназначил Он для человека, который надеется на Него. Сказали мудрецы: «Все пророчества говорят лишь о днях Мошиаха, но грядущий мир не видел никто, кроме Тебя, Б-же» (Брахот, 34а). §8. Мудрецы называют это благо «грядущим миром» не потому, что сегодня этого мира не существует и лишь после того, как история этого мира завершится, наступят времена грядущего мира. Не так это. Грядущий мир существует и сегодня, как сказано: «... которое Ты предназначил там, кто боится Тебя, уготовил полагающимся на Тебя» (Теилим, 31:20). И называется он «грядущим миром» лишь потому, что жизнь в грядущем мире ожидает человека лишь после завершения жизни в этом мире, в котором мы наделены телом и душою и в который мы попадем сначала.

Законы о тшуве

Глава 9

§1. После того, как мы выяснили, что награда за исполнение заповедей, благо, которого удостоится тот, кто идет по пути Всевышнего, предписанному Торой, - вечная жизнь в грядущем мире, как сказано: «Чтобы удостоился ты благополучия и долголетия» (Дварим, 22:7), а кара, которая ожидает злодеев, сошедших с пути праведности, заповеданного Торой, - погибель, как сказано: «Истребится душа та, грех ее - на ней» (Бемидбар, 15:31), - возникает вопрос: почему же Тора, говоря «если вы будете послушны, то удостоитесь того-то», или «если вы не будете послушны, постигнет вас то-то», перечисляет такие награды и наказания как изобилие и голод, война и мир, собственное царство и унижение, жизнь на своей земле и изгнание, успех в начинаниях и неудача и тому подобное, все, что было упомянуто при заключении Союза. Все это истина, так было и будет: за соблюдение заповедей Торы, удостоимся мы всех благ этого мира; за нарушение их постигнут нас все беды, упомянутые Торой. И несмотря на это, эти блага - не истинная награда за исполнение заповедей, и беды - не истинное наказание за нарушение заповедей. Объяснение в следующем: Святой Творец, благословен Он, дал нам Тору - Древо Жизни, и всякий, кто исполняет написанное в ней и постигает ее глубоко и верно, удостаивается жизни в грядущем мире. И размер награды зависит от дел его и мудрости, которую он приобрел. И Всевышний обещал нам в Торе, что если мы будем исполнять написанное в ней с радостью и от всего сердца и постоянно размышлять о ее мудрости, то Он устранит все, что препятствует нам исполнять ее: болезни, войны, голод и тому подобное. И одарит Он нас благами, которые помогут нам исполнять Тору: изобилием, миром, золотом и серебром, чтобы не уходили все дни наши в заботах о нуждах тела, и были мы свободными, и посвятили себя изучению мудрости и исполнению заповедей, и удостоились жизни в грядущем мире. Так сказано в Торе после обещания Израилю земных благ: «И удостоимся мы праведности, если будем ревностно соблюдать все эти заповеди» (Дварим, 6:25). Вместе с тем предупреждает нас Тора, что если мы оставим ее ради повседневной суеты, как сказано: «И ожирел Йешурун и взбунтовался...» (Дварим, 32:15), - то Праведный Судья отнимет у оставивших ее все блага этого мира, которые были причиной их бунта, и нашлет на них бедствия, которые помешают им удостоиться удела в грядущем мире, и погибнут они в своем злодействе. И об этом написано в Торе: «И будешь служить ты своему врагу, которого нашлет Г-сподь на тебя...» (Дварим, 28:4Крутой - «за то, что не служил ты Г-споду, Б-гу твоему, радостно, от всего сердца (когда было дано тебе полное изобилие» (Дварим, 28:47). Таким образом объясняются все благословения и проклятия, упоминаемые в Торе: если вы будете служить Всевышнему с радостью и идти по Его пути. Он дарует вам все эти благословения, и отведет от вас все проклятья, и вы будете свободны, чтобы постигать мудрость Торы и изучать ее, и удостоитесь жизни в грядущем мире. «И удостоишься ты блага» (Дварим, 22:7), - в мире, где царит благо, и «продлятся дни твои» (Дварим, 22:7), - в мире, где царит вечность. Таким образом, удостоишься ты удела в двух мирах: благополучной жизни в этом мире, и, как следствие этого, - жизни в мире грядущем. Ибо за что удостоится удела в грядущем мире тот, кто не приобрел мудрости здесь и не совершал добрых дел? Как сказано: «Ибо нет ни деяний, ни мыслей, ни разумения, ни постижения в преисподней» (Коэлет, 9:10). А если вы, говорит Тора, оставите Всевышнего и погрязнете в обжорстве, пьянстве, блуде и тому подобном, то нашлет Он на вас все эти проклятья и лишит всех благословений, и дни ваши будут проходить в смятении и страхе, и не будет у вас ясного разума и здоровья, чтобы исполнять заповеди, и лишитесь вы жизни в грядущем мире. Тем самым потеряете вы удел в обоих мирах, ибо когда человека терзают болезни, во времена войны и голода не может он посвятить себе постижению мудрости и исполнению заповедей.

§2. Поэтому так жаждет весь Израиль, пророки его и мудрецы прихода Короля Мошиаха - чтобы освободиться от власти злодейского царства, которое не дает евреям возможности изучать Тору и исполнять заповеди как подобает, чтобы, обретя покой, посвятить себя постижению мудрости и удостоиться жизни в грядущем мире. Ибо в дни Мошиаха умножатся знание и мудрость и раскроется истина, как сказано: «Ибо наполнится Земля знанием Всевышнего» (Иешаяу, 11:9). И сказано: «И не будет более человек учить ближнего своего и человек брата своего ибо все они будут знать Меня» (Ирмияу, 31:33). И сказано: Я удалю каменное сердце из вашей плоти» (Йехезкель, 36:26). Ибо Король тот из рода Давида будет мудростью превосходить Шломо, и в пророчестве будет близок к уровню Моше, учителя нашего. И поэтому будет он учить весь народ и наставлять его на путь Всевышнего, и придут все неевреи слушать его слова, как сказано: «И будет в конце дней: гора Храма Г-сподня станет во главе всех гор... и притекут к ней все народы» (Йешаяу, 2:2). Но высшая награда и конечное благо, вечное и совершенное, это жизнь в грядущем мире. Дни же Мошиаха - это продолжение земной истории, когда восстановится израильское царство, но все природные земли сохранят свое действие. Сказали древние мудрецы: «В дни Мошиаха мир будет отличаться от нынешнего лишь тем, что нееврейские царства не будут господствовать над Израилем» (Брахот, 34б).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов BenZion | Forum -> Иудаизм -> Иудаизм: основы основ Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Protected by Anti-Spam ACP
Powered by phpBB © 2005 phpBB Group
Копирование материалов разрешено при указании ссылки на www.benzion.ru © 2005


  Rambler's Top100