Список форумов BenZion | Forum BenZion | Forum
BenZion.Ru | Гостевая | Каталог релизов
 
 FAQFAQ   Правила форумаПравила   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияPM: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Жизнь по Торе раби Шимшон Рефаэль Гирш

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов BenZion | Forum -> Иудаизм -> Иудаизм: основы основ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Gotland
Член Синагогального Совета
Член Синагогального Совета


Возраст: 23
По гороскопу: Телец
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 15.07.2008
Сообщения: 191
Откуда: Узбекистан


СообщениеДобавлено: 16 Сентября 2009 11:19    Заголовок сообщения: Жизнь по Торе раби Шимшон Рефаэль Гирш
Описание:
Ответить с цитатой

Письмо четвёртое. В чем заключается миссия человека? Где его место среди всего живого? Как связана душа человека со Всевышним? Может ли человек, лишенный Божьего откровения, постигнуть присутствие Творца?

Каждый фибр человеческого тела сотворен Б-гом для определенной цели. Душа, оживляющая его, — это часть Самого Всевышнего. Власть духа над телом аналогична власти Б-га над вселенной. Тело — это инструмент для творческого исполнения воли Всевышнего в материальном мире, и, согласно принципу иудаизма, оно должно находиться под властью духа, а не наоборот. Но как узнать, что хочет от нас Б-г? Как я уже писал, единственный способ — исполнять заповеди. Со временем мы начнем понимать их скрытый смысл. Мы проникнем в собственную душу и узнаем, что нам нужно для духовного совершенствования. Ведь наше восприятие субъективно, и сами по себе мы никогда не сможем понять, что хорошо, а что дурно. Следование заповедям помогает в каждом простом действии находить глубокий духовный смысл, и таким образом даже чисто субъективное ощущение становится объективным, ибо корректируется Самим Творцом.

Человек появляется в мире, где подготовлена благодатная почва для творчества. Ему дана сила преобразовывать Божий мир и заповедано это делать. Ничто не предрешено свыше. Все в руках человека. Талмуд рассказывает, как перед рождением ребенка Всевышний решает, будет он сильным или слабым, богатым или бедным, умным или глупым... Но не предопределяет Б-г будет человек праведником или грешником. Итак, человек сам распоряжается своей судьбой, сам ее направляет.

Цель нашей жизни — не что иное, как исполнение воли Творца. Величие человека в том, что он слышит голос Всевышнего. Если у других Божьих творений связь с Источником заключается лишь в том, что они существуют благодаря Божественной эманации, то человек ощущает эту связь в прямом обращении к нему Всевышнего. Письмо пятое Итак, дорогой Биньямин, Тора помогает уяснить место человека во вселенной. Он не должен быть рабом природы, но и не следует ему воображать себя ее безраздельным повелителем. Человек как бы старший брат всему живому. У него есть знания и силы управлять миром в соответствии с Божьей волей. Это и есть миссия человека. Все свои действия он обязан согласовывать с законом Торы и руководствоваться ею в выборе критериев добра и зла. Цель исполнения заповедей — освящение.

Склонности, таланты, амбиции должны помогать человеку исполнять свое главное предназначение, но никак не могут превратиться в самоцель.

Чрезмерное внимание к внутренним побуждениям часто приводит к субъективности и предвзятости. От этого также спасает Тора. Другая опасность — наслаждение. Оно порождает страсть, которая ослепляет. Человек перестает различать что хорошо, а что дурно. Наслаждение становится самоцелью. Такой путь неприемлем для слуги Всевышнего. Страсти место лишь там, где она предусмотрена Законом. Тогда она освящает человека.

Однако самая большая опасность связана не с телесными наслаждениями, а с духовным миром человека. Это гордость. Исполняющий заповеди становится слишком уверенным в себе. Ему кажется, что все его деяния угодны Б-гу. Он может даже возомнить себя представителем Б-га на земле. Гордость — один из самых ужасных пороков, особенно если человек уверен в своей непогрешимости. Отсюда один шаг до того, чтобы силой навязывать свою "праведность" другим людям.

Как известно, воспитывать шаловливого ребенка очень трудно. Процесс воспитания без послушания невозможен. Того же требует от нас и Всевышний. Существуют заповеди, смысл которых нам непонятен. Тем не менее, мы должны их исполнять в знак полного повиновения Б-гу. Если бы людям были известны тайны всех заповедей, они следовали бы им по собственному желанию, а не подчиняясь воле Всевышнего. Это могло бы привести к эгоизму — главному недугу, от которого страдает человечество. Эгоизм начинается с искушения. Ангел-искуситель всегда старается показать человеку соблазнительную сторону любой вещи. "Смотри, — как бы говорит он, — ведь это так приятно, а ты этим не насладишься". Одиножды поддавшись искушению, человек еще ощущает греховность своего поступка. Но в следующий раз он уже пытается найти себе оправдание. "Я достаточно разумен, — обычно говорит он себе, — чтобы отличить добро от зла. То, что приятно, не может быть греховным". Так этическим критерием становится наслаждение. Нетрудно представить себе, к чему это ведет.

Закон строг к грешникам. Но Б-г милостив и никогда не спешит карать. Он всегда дает человеку время осознать своей грех, одуматься и раскаяться. Об этом рассказывает нам Священное Писание. Всевышний чаще предстает перед людьми как любящий отец чем как строгий судья. Но если грешник не раскаялся, Творец посылает ему нечто прямо противоположное наслаждению — страдание. Муки помогают избавиться от эгоизма и стать на путь исправления.

Ребенок появляется на свет чистым от грехов. Новорожденный всегда был символом невинности. Постепенно человек начинает осознавать свои силы и пробует их применить. В этом нет греха, если только он признает высшую власть — власть Б-га. Видящий во всем, что его окружает, лишь материал для самоутверждения, становится эгоистом. Он требует "полной свободы", в том числе от власти Всевышнего. Все вокруг он считает своим и уверен, что, будучи венцом творения, вправе всем повелевать. Яркий пример такого человека — Каин. Он, по-видимому, был первым на земле материалистом.

Его духовная жизнь была подавлена телесными желаниями. Он постепенно превращался в животное. Единственным спасением для него было немедленное обращение к Б-гу. Но он уже был не в состоянии внять голосу души...

Целое поколение людей, подобных Каину, выросло на земле. Они настолько погрязли в грехах, что уже не могли их искупить. Это было поколение потопа. Лишь один праведный Hoax (Ной) продолжал служить Всевышнему. И тогда Б-г приказал Ноаху построить ковчег. Hoax строил его долго, на глазах у всех людей. Кроме того Всевышний велел ему объяснить людям, что их ожидает, если они не раскаятся. Но все смеялись над праведником. Уже когда потоп начался, Б-г сказал Ноаху, что еще не поздно, что если люди покаятся, наводнение прекратится. Но никто не внял призывам Ноаха. Так погибло допотопное человечество... Письмо седьмое. Дорогой Биньямин, ты спрашиваешь меня, в чем заключается миссия нашего народа, ведь евреи, мол, существуют уже три тысячелетия и не создали собственной цивилизации, равной великим цивилизациям античности или современности. Но факт остается фактом: евреи живы, несмотря на все попытки стереть их с лица земли. В чем же секрет вечности еврейского народа?

Как я уже писал тебе, в древности люди вообразили себя всемогущими и перестали соблюдать заповеди Всевышнего. Целью своей жизни они считали наслаждение и материальное обогащение. Поскольку их жизнь и благосостояние зависели от стихий, люди стали им поклоняться. Язычники обожествляли силы природы и впоследствии создали легенды о союзах, спорах и войнах между олицетворяющими их богами. Все это настолько повлияло на человечество, что оно совершенно забыло о существовании Единого Б-га, Творца неба, земли и всех стихий. Тогда Всевышний решил доказать людям, что они заблуждаются. Для этого следовало создать народ, который самим фактом своего существования постоянно напоминал бы миру о Всевышнем и Его могуществе. Эта нация должна была жить согласно Закону Божьему, освящая все стороны своей духовной и материальной деятельности. Кроме того, евреям надлежало отличаться от других народов своей беззащитностью, чтобы при любых попытках им навредить яснее было видно, Кто является их защитником.

Евреи стали народом после того, как Б-г дал им Закон и заключил с ними союз на горе Синай. Этот союз обязывает две стороны, если евреи будут соблюдать Закон, Всевышний будет защищать их и давать им средства к жизни. После этого вся наша история зависела от того, следовали ли мы условиям завета. Но вместе с тем Б-г пообещал евреям, что не покинет их, даже если они согрешат, и никогда не даст им исчезнуть с лица земли.

В сущности, другие народы узнали о существовании Творца от евреев. Судьба евреев — пример и назидание всем народам. Главная особенность евреев — вера в единого Б-га, Творца неба и земли. Своим образом жизни, следованием четким моральным нормам они должны доказать всему человечеству, что его цель — не погоня за материальными благами и не обожествление сил природы, а служение Всевышнему. В конце дней все народы поймут, почему Б-г избрал евреев, и примут Его власть.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gotland
Член Синагогального Совета
Член Синагогального Совета


Возраст: 23
По гороскопу: Телец
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 15.07.2008
Сообщения: 191
Откуда: Узбекистан


СообщениеДобавлено: 16 Сентября 2009 11:23    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

ПИСЬМО ДЕСЯТОЕ.Дорогой Биньямин! Прочитав мое прошлое письмо, ты безусловно спросишь: "Как можно говорить о духовности еврейского народа и его связи с Б-гом? Достаточно заглянуть в источники иудаизма, в это собрание отживших законов, которых еще к тому же великое множество, чтобы убедиться, как все это мешает жить!" В какой-то мере ты прав. Но я уверен, что более глубокое знакомство с иудаизмом и еврейской историей рассеет твои заблуждения. Конечно, еврейские законы кажутся со стороны примитивными и бессмысленными. Но давай попытаемся вникнуть в их сущность.

После всего сказанного ты, естественно, пытаешься найти в священных книгах ответ на интересующий тебя вопрос: "Каковы наши обязанности по отношению к Б-гу и как мы должны исполнять Его волю?" Прежде всего следует знать, каковы обязанности каждого еврея согласно Торе. Надо стараться глубоко постигнуть Закон, учиться самому и учить других. И необходимо помнить, что полное исполнение всех заповедей возможно только на Земле Израиля. Таков путь еврея.

Существует шесть видов законов, регулирующих всю жизнь евреев.

1) תורות— законы строения вселенной, несущие знания о мире, человеке и их предназначении.

2) משפטים — законы об отношении к другим людям, о правах индивидуума.

3) חוקים — общественные законы, законы об отношении к живой и неживой природе.

4) מצוות — заповеди о бескорыстной любви ко всему сущему.

5) עדות — откровения о путях общечеловеческой и еврейской истории.

6) עבודה — законы о богослужении, освящении жизни еврея во имя исполнения им Божьей миссии.

Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний. ПИСЬМО ВОСЕМНАДЦАТОЕ.Фундамент нашей духовной жизни — Тора. Если евреи исполняют Закон, им обеспечена вечность, отклоняются от предписанного пути — Б-г напоминает им об их обязанностях самым неприятным образом. Мудрецы Талмуда считают: Второй Храм был разрушен из-за того, что евреи не читали благословение перед изучением Торы. Чтобы это понять, нужно сначала объяснить эзотерический смысл благословений. Иудаизм осуждает любые удовольствия или вообще пользование чем-либо материальным без связи с духовной сферой. А устанавливается такая связь тогда, когда мы действуем в соответствии с волей Божьей, исполняя заповеди или благословляя Всевышнего за полученные блага. По Закону, перед изучением Торы положено читать соответствующее благословение. Уклоняющийся от этого уподобляет Тору светским наукам, то есть изучает ее не по воле Всевышнего, а исходя из собственного разумения. За этот грех евреи были изгнаны из Эрец-Исраэль, он тяготеет над ними до сих пор. Наше духовное здоровье зависит от того, преодолеем ли мы эту болезнь высокомерия, сделаем ли заповеди законом повседневной жизни.

Несколько слов об истории иудаизма. Евреи получили Закон Божий на горе Синай в виде Письменной и Устной Торы. Письменный закон (Пятикнижие) был записан Моше-рабейну. Устное Учение передавалось из поколения в поколение. Когда возникла опасность, что евреи станут его забывать, мудрецы записали основную часть Устной Торы (Мишну). Однако толкование Мишны по-прежнему передавалось устно. Позже и объяснение Мишны стало забываться в народе, и пришла пора письменно зафиксировать эту часть Устной Торы, называемую Гемара. К началу средних веков мудрецы, которых назвали מפרשים ראשונים — первые комментаторы, написали свои объяснения к Талмуду. Самые известные из них: Раши (раби Шломо Ицхаки), тосафисты (בעלי תוספות), Рамбам (раби Моше бен-Маймон), Рамбан (раби Моше бен-Нахман). Впоследствии появились комментарии и к их трудам. Период последних комментаторов (מפרשים אחרונים) начался примерно в эпоху Возрождения и продолжается до сих пор. Но уже в начале этого периода уровень духовной культуры народа значительно упал. Массы принимали Закон без глубокого понимания. Постепенно стало появляться все больше евреев, которые сомневались зачем вообще выполнять никому не понятные устаревшие предписания.

Сегодня евреи делятся на две группы. Одни считают, что спасение народа в эмансипации и полном отказе от Торы. Другие все истовее исполняют заповеди и пытаются отгородиться от всего мира, запереться в духовном гетто. Я думаю, что обе группы ошибаются, потому что плохо понимают дух Закона. А если дух Закона — душа еврейского народа — отлетит, то и телу придет конец. Поэтому нужно упорно изучать иудаизм, обратиться к источникам — Торе и Талмуду, комментариям мудрецов. Только знание даст возможность очиститься и приблизиться к Б-гу.ПИСЬМО ДЕВЯТНАДЦАТОЕ.Для чего я пишу? Чтобы вызвать у евреев интерес к изучению иудаизма. Я буду удовлетворен, если мне удастся предотвратить попытки некоторых недоброжелателей разрушить труды многих поколений мудрецов.

Надо признаться, что я не слишком уверен в себе. Но взяться за эту работу меня побудил внутренний голос, подсказывающий, что идеи мои верны. Конечно, я отдаю себе отчет в том, что кому-то мои мысли не понравятся и кто-то найдет серьезные возражения. Но тому, кто обвиняет меня в гордыне и снобизме, я скажу: "Давайте вместе сойдем с интеллектуальных вершин и начнем все сначала, давайте учиться вместе!"

Мои идеи не являются программой, это просто приглашение подумать о важных для всех нас вещах. Я вынашивал свои мысли ни с кем не делясь и, обнародовав их, столкнулся с критикой сразу с двух сторон. Все спрашивают, почему я не заручился сначала поддержкой авторитетов. Но как бы поступили вы, господа, увидев ребенка в горящем доме? Конечно, бросились бы его спасать, не спрашивая советов окружающих! Я, по крайней мере, сделал точно так, ибо нельзя раздумывать и ждать пока дом обрушится и ребенок погибнет.

На этом, дорогой Биньямин, позволь закончить. Используй дары Всевышнего на праведные цели. Не обожествляй материальное. Да благословит тебя Создатель!

Твой Нафтали Целиком можно прочитать здесь: http://www.chassidus.ru/library/hirsh/pisma_s_severa.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gotland
Член Синагогального Совета
Член Синагогального Совета


Возраст: 23
По гороскопу: Телец
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 15.07.2008
Сообщения: 191
Откуда: Узбекистан


СообщениеДобавлено: 16 Сентября 2009 11:29    Заголовок сообщения:
Описание:
Ответить с цитатой

В конце восемнадцатого — начале девятнадцатого столетия Европа вступила в новую эру. Еще мыслители эпохи Возрождения возвысили человеческую личность и поставили ее в центр всей культуры Ренессанса. Но в массы идеи либерализма и гуманизма проникли только после Великой французской революции. Человек ослабил нити, связывавшие его с церковью, и обратился к науке и искусству. Просвещение проложило дорогу капитализму, который как никогда обострил борьбу за существование. Естествоиспытатели получили полную свободу в своих исследованиях и добились впечатляющих успехов в познании природы. Все это привело к тому, что человек стал считать себя повелителем вселенной.

В это время евреи Западной Европы добились политических свобод, и стены гетто рухнули. Ветры эпохи проникли на еврейскую улицу, доселе герметически закрытую от внешних влияний. Новые идеи могли оказать разрушительное действие на традиционную жизнь еврейства. Ведь согласно Торе гуманистический идеал не является самоцелью. Свобода личности лишь условие, средство для достижения высшей цели — служения Всевышнему. Плюрализм в экономике также не принимается религиозным сознанием, ибо конкурентная борьба, погоня за материальными благами не могут подменить духовные ценности. Присущее человеку стремление овладеть природой не отвергается иудаизмом, но рассматривается опять же не как сверхзадача, а как один из путей служения Б-гу.

Острее всех чувствовал эти противоречия немецкий еврей Моше (Моисей) Мендельсон. Он не был революционером. Напротив, он старался изыскать формы сосуществования традиционного иудаизма и новых идей Просвещения. Однако его последователи, названные реформистами, попытались изменить и подправить Закон Торы, чтобы, как им казалось, облегчить евреям жизнь в условиях буржуазной Европы.

Многие видные раввины того времени тоже понимали неизбежность перемен. Но боясь массового отхода евреев от иудаизма, они в штыки принимали любые новшества, что вызывало обратную реакцию. Идеи Просвещения находили все больше приверженцев, ассимиляция стала угрожать самому существованию еврейства Европы.

В Германии иудаизм нашел энергичного защитника в лице Шимшона-Рафаэля Гирша (1808 — 1888), основавшего движение "Тора вэ дерех эрец", следующее принципу сочетания неукоснительного соблюдения еврейского Закона с активным участием в жизни общества. Против раввина Гирша выступили и реформисты и ортодоксы. Как в те времена, так и позже одни полностью отвергали его концепции, другие считали, что они соответствовали лишь условиям, сложившимся в Германии девятнадцатого века. Споры о позиции раби Гирша еще не утихли, однако трудно отрицать, что ему принадлежит большая заслуга в спасении тысяч евреев Европы от духовной ассимиляции.

Надо сказать, что раби Гирш не оставил специального труда, философски обосновывавшего его идеи. Он был не теоретиком, а практиком, вождем и воспитателем своего поколения. Его занимали прежде всего проблемы народа, а не их теоретическое обоснование. Только сегодня, по прошествии определенного исторического периода, мы можем попытаться дать оценку направлению раби Гирша в иудаизме, не совсем точно названному нео-ортодоксальным.

Настоящие революционеры — это практики, люди действия. Раби Гирш прославился не тем, что создал новое учение. Он сумел осмыслить перемены, которые несла эпоха Просвещения, с точки зрения Моисеева Закона. Шимшон Гирш не боролся против идей эмансипации и не пытался скрестить их с иудаизмом. Он добивался другого: подчинения новых течений власти Закона Божьего. Как глубоко верующий человек раби Гирш считал, что преуспеет только в том случае, если его позиция будет угодна Всевышнему. И он сумел тихо и мирно приспособить жизнь евреев Европы к современным требованиям, ни в чем не отступая от буквы Закона. Он придал облику европейского еврейства ту форму, которая сохранилась до сегодняшнего дня.

Принцип Тора вэ дерех эрец не является чем-то новым в иудаизме. Тора не признает разделения жизни на религиозную и светскую. Закон пропитывает все сферы бытия. В чем же заслуга раби Гирша? Он во всеоружии встретил ветры, разрушившие стены гетто. Ведь тысячи евреев настолько привыкли связывать образ жизни в гетто с иудаизмом, что, покидая его, многие не считали возможным хранить верность Закону вне тесного еврейского мирка. Раби Гирш доказал, что культура и наука не противоречат Торе, если не являются самоцелью. Участие в жизни общества не должно мешать еврею строго соблюдать Закон. При этом условии эмансипация не представляет никакой опасности для еврейства Европы.

Во времена раби Гирша евреи диаспоры мало задумывались о своей исторической миссии, предписанной Торой. Раби Гирш напомнил, что Б-г создал Израиль как народ, а не только как религиозную общину. Но, в отличие от ранних сионистов, раби Гирш под возвращением в Сион подразумевал осознание универсальной миссии Израиля как светоча народов. Если в Германии евреи сумели поставить культуру под власть Закона, то в своем государстве, без сомнения, можно создать свою собственную культуру, основанную на ценностях Торы. Эта мысль раби Гирша нисколько не потеряла значения со временем.

Здесь, на Святой земле, мы прекрасно видим, что государство было подарено нам Всевышним лишь как средство для исполнения заповедей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов BenZion | Forum -> Иудаизм -> Иудаизм: основы основ Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Protected by Anti-Spam ACP
Powered by phpBB © 2005 phpBB Group
Копирование материалов разрешено при указании ссылки на www.benzion.ru © 2005


  Rambler's Top100